Пятница, 17.05.2024, 10:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

«Взаимодействие специалистов в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с особыми потребностями»
Согласно Конституции Российской Федерации  и Закону «Об образовании» дети с ограниченными возможностями  имеют равное со всеми  право на образование.  Для них предусмотрено создание единого образовательного пространства и специального образования, специальной  коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушений  развития, абилитацию и реабилитацию, социальную адаптацию, реализацию психолого-медико-педагогического сопровождения процесса обучения.
В нашем образовательном учреждении  психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса по каждому направлению реализуется через деятельность школьного диагностико-реабилитационного центра, функции  которого регламентируется  Конституцией Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, Положением о  школьном диагностико-реабилитационном центре, Трудовым  кодексом РФ, Федеральным  Законом «Об образовании», Типовым положением о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья, Федеральным Законом  «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации».
Основная цель деятельность  диагностико-реабилитационного центра определяется как создание  системы  скоординированных медицинских, психолого-педагогических, профориентационных и социальных программ, направленных на  развитие,  коррекцию, реабилитацию и адаптацию  учащихся с особыми образовательными потребностями. Являясь  многофункциональной структурой диагностико-реабилитационный центр  включает в себя работу по следующим направлениям: диагностика, медицинская реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, социальная реабилитация, профориентация, распространение опыта в  среде педагогического сообщества. 
Важным органом  в структуре  диагностико-реабилитационного центра является  школьный научно-практический медико-психолого-педагогический консилиум, который осуществляет систему комплексного изучения, восстановления, коррекции, развития и (ре)абилитации личностных особенностей ребёнка. В составе консилиума работают службы  педиатра, врача-офтальмолога, врача-психиатра, тифлопедагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога по ориентированию и мобильности (единственный в крае специалист), социального педагога. Руководство консилиумом осуществляет методист-реабилитолог. Обязательно в составе консилиума  присутствие  представителей администрации.  В пакете документов  школьного консилиума наряду с традиционными документами важное место занимают Индивидуальные программы  комплексных мер по (ре)абилитации лиц с нарушением зрения. Такие программы составляются на каждого ученика по итогам комплексного медико-психолого-педагогического обследования и наблюдений за учащимся и включают в себя несколько компонентов. В основе содержания  программы  лежит возможность:
1.Диагностики и динамического наблюдения за состоянием здоровья  учащихся с особыми образовательными потребностями.
2.Комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе.
3.Вариативный набор различных методик диагностирования, наблюдения, профессионального ориентирования и коррекции  для каждого учащегося с учётом его нарушения и  личностных возможностей.
4.Коррекционно-развивающая программа обучения учащихся, способствующая максимальной реабилитации и адаптации  к современным социальным условиям.
5.Программа профессиональной реабилитации, позволяющая уже на ранних этапах выявить возможность  школьников с особыми образовательными потребностями и сориентировать их на  дальнейшее обучение именно в те учебные заведения, обучение в которых наиболее доступно им по состоянию здоровья.
Системный анализ различных нарушений, учёт личностных особенностей ребёнка даёт возможность не только выявить  характер данных нарушений, но и вскрыть причины их  появления, динамику развития, а также  определить наиболее эффективные пути их коррекции. Кроме этого в рамках деятельности школьного диагностико-реабилитационного центра  создаются и реализуются программы по использованию элементов квантового обучения, что позволяет более эффективно решать вопросы (ре)абилитации учащихся с особыми потребностями. С данным опытом работы специалисты центра неоднократно  выступали  перед коллегами-педагогами Октябрьского района, слушателями АКИПКРО (Центр психолого-валеологического образования. Курсы повышения квалификации педагогов-психологов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе СКОУ, методистов ДОУ компенсирующего вида, воспитателей  СКОУ), на региональном семинаре «Газета в образовании». 
Реализация психолого-медико-педагогического сопровождения  процесса обучения и воспитания современных школьников позволяет решать следующие задачи на этапе модернизации российского образования:
•Повышать эффективность учебного процесса, основанного на усвоении знаний, формировании учебно-познавательных компетенций учащихся;
•Владеть выбором  целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, принятия решений, обеспечения механизма самоопределения;
•Создавать условия для выработки компетенций личностного самосовершенствования школьников;
Решение данных вопросов даёт основание  утверждать, что осуществляемая  психолого-медико-педагогическая модель  сопровождения  является   важным элементом в организации  деятельности  специальных образовательных учреждений.  Социально-экономические условия развития  современной России ставят перед обществом задачу необходимости использования всех возможных методов и способов воспитания  полноценной личности, способной в дальнейшем быть нужной и полезной обществу, воспитавшему её.
Список литературы:
1. Конституция  Российской Федерации. – М., 2002
2.  Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. «Типовое  положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Федеральный  Закон  от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января,  17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29 , 30 декабря 2002 г. \\ Сборник законов о правах детей-инвалидов. – М., 2002. – С. 1-34.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2008 № 396 «Порядок приёма граждан в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования на 2009-2010 гг.». – М.-2008
5. Алексеев О.Л. и группа авторов-составителей, «Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения».- Екатеринбург.- 2004.





Категория: Мои статьи | Добавил: n-nazarenko (10.11.2013)
Просмотров: 406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024