Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусмотрено создание единого образовательного пространства и специального образования, специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушений развития, абилитацию и реабилитацию, социальную адаптацию, реализацию психолого-медико-педагогического сопровождения процесса обучения. В нашем образовательном учреждении психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса по каждому направлению реализуется через деятельность школьного диагностико-реабилитационного центра, функции которого регламентируется Конституцией Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, Положением о школьном диагностико-реабилитационном центре, Трудовым кодексом РФ, Федеральным Законом «Об образовании», Типовым положением о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья, Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Основная цель деятельность диагностико-реабилитационного центра определяется как создание системы скоординированных медицинских, психолого-педагогических, профориентационных и социальных программ, направленных на развитие, коррекцию, реабилитацию и адаптацию учащихся с особыми образовательными потребностями. Являясь многофункциональной структурой диагностико-реабилитационный центр включает в себя работу по следующим направлениям: диагностика, медицинская реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, социальная реабилитация, профориентация, распространение опыта в среде педагогического сообщества. Важным органом в структуре диагностико-реабилитационного центра является школьный научно-практический медико-психолого-педагогический консилиум, который осуществляет систему комплексного изучения, восстановления, коррекции, развития и (ре)абилитации личностных особенностей ребёнка. В составе консилиума работают службы педиатра, врача-офтальмолога, врача-психиатра, тифлопедагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога по ориентированию и мобильности (единственный в крае специалист), социального педагога. Руководство консилиумом осуществляет методист-реабилитолог. Обязательно в составе консилиума присутствие представителей администрации. В пакете документов школьного консилиума наряду с традиционными документами важное место занимают Индивидуальные программы комплексных мер по (ре)абилитации лиц с нарушением зрения. Такие программы составляются на каждого ученика по итогам комплексного медико-психолого-педагогического обследования и наблюдений за учащимся и включают в себя несколько компонентов. В основе содержания программы лежит возможность: 1.Диагностики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся с особыми образовательными потребностями. 2.Комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе. 3.Вариативный набор различных методик диагностирования, наблюдения, профессионального ориентирования и коррекции для каждого учащегося с учётом его нарушения и личностных возможностей. 4.Коррекционно-развивающая программа обучения учащихся, способствующая максимальной реабилитации и адаптации к современным социальным условиям. 5.Программа профессиональной реабилитации, позволяющая уже на ранних этапах выявить возможность школьников с особыми образовательными потребностями и сориентировать их на дальнейшее обучение именно в те учебные заведения, обучение в которых наиболее доступно им по состоянию здоровья. Системный анализ различных нарушений, учёт личностных особенностей ребёнка даёт возможность не только выявить характер данных нарушений, но и вскрыть причины их появления, динамику развития, а также определить наиболее эффективные пути их коррекции. Кроме этого в рамках деятельности школьного диагностико-реабилитационного центра создаются и реализуются программы по использованию элементов квантового обучения, что позволяет более эффективно решать вопросы (ре)абилитации учащихся с особыми потребностями. С данным опытом работы специалисты центра неоднократно выступали перед коллегами-педагогами Октябрьского района, слушателями АКИПКРО (Центр психолого-валеологического образования. Курсы повышения квалификации педагогов-психологов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе СКОУ, методистов ДОУ компенсирующего вида, воспитателей СКОУ), на региональном семинаре «Газета в образовании». Реализация психолого-медико-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания современных школьников позволяет решать следующие задачи на этапе модернизации российского образования: •Повышать эффективность учебного процесса, основанного на усвоении знаний, формировании учебно-познавательных компетенций учащихся; •Владеть выбором целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, принятия решений, обеспечения механизма самоопределения; •Создавать условия для выработки компетенций личностного самосовершенствования школьников; Решение данных вопросов даёт основание утверждать, что осуществляемая психолого-медико-педагогическая модель сопровождения является важным элементом в организации деятельности специальных образовательных учреждений. Социально-экономические условия развития современной России ставят перед обществом задачу необходимости использования всех возможных методов и способов воспитания полноценной личности, способной в дальнейшем быть нужной и полезной обществу, воспитавшему её. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации. – М., 2002 2. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии». 3. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29 , 30 декабря 2002 г. \\ Сборник законов о правах детей-инвалидов. – М., 2002. – С. 1-34. 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2008 № 396 «Порядок приёма граждан в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования на 2009-2010 гг.». – М.-2008 5. Алексеев О.Л. и группа авторов-составителей, «Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения».- Екатеринбург.- 2004.
|