Особенности работы с детьми с ОВЗ.
По данным
медиков, в последние годы среди всех новорожденных 90 % детей имеют различные
патологии. Благодаря своевременному вмешательству и сопровождению врачей,
у части детей происходит компенсация, и
развитие идет по нормативному пути. Большую работу проводят и специалисты
детских садов.
Тем не менее,
15-45 % поступающих в школу детей
испытывают трудности в обучении. У
многих из этих детей трудности обучения обусловлены физиологическими причинами.
На сегодняшний день выделяется 10 категорий проблемных детей.
У таких детей
крайне редко бывает грамотное письмо. Им требуется индивидуальный подход в
обучении русскому языку и литературе, который предусматривает занятия с логопедом (логопед формирует
представления о звуко-буквенном составе слова, коррегирует дефекты
звукопроизношения и и т. д.). Следующая задача в работе с такими детьми –
восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя
речи. Это все желательно проделывать в начальной школе.
Кроме того,
для таких детей необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных
заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку. Для таких
детей полезно проговаривание вслух того, что пишут и формирование письма с
отрывом каждого элемента буквы и самих букв. В начальной школе – освобождение
от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.
Дети,
нуждающиеся в обучении в классах VII и VIII
видов - это дети с недостаточным уровнем развития познавательных процессов, с
возможными эмоционально-волевыми и поведенческими расстройствами.
Многие из этих
детей перенесли негрубое поражение ЦНС на этапе внутриутробного развития,
получили легкую родовую травму или травму
в период раннего детства. Причиной задержки психического развития может
также быть недоношенность ребенка, близнецовость, инфекционные заболевания в
раннем детстве и многие другие причины. Часто психическое развитие здорового
ребенка затормаживается вследствие социально-педагогической запущенности
ребенка.
У этих детей
нарушаются процессы формирования высших психических функций, которые тесно
связаны с обучением и воспитанием ребенка. Часто недостатки развития
проявляются в форме нарушений умственной работоспособности, недостатков мелкой
моторики, трудностях во взаимодействии с окружающим миром, нарушении адаптации
в социуме и т.д. Нарушается скорость и объем воспринимаемой информации, отсюда
вытекает основное правило работы с такими детьми:
Учебный материал этим детям нужно давать в
малых количествах и предоставлять им больше времени на восприятие и
переработку.
Трудности при
приеме и переработке информации ведут к нарушениям в развитии мышления, в
частности к замедленному формированию процессов обобщения и классификации,
выделения существенных признаков, действия по аналогии. У этих детей выявлены
следующие особенности: ·
Отсутствие
интереса к занятиям продуктивной деятельностью. В свободное время дети не
рисуют, не лепят, не поддерживают инициативу классного руководителя оформить
что-либо в классе. ·
Отсутствие
социально направленной инициативы. Круг интересов детей ограничивается
потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослыми
преобладают защитные психические реакции: избегание, протесты, ложь,
неподчинение. ·
Познавательный
интерес не выражен. ·
Мотивационный
компонент познавательной деятельности не
сформирован, что выражается в негативном отношении к школе. ·
Не
сформирована роль ученика. ·
Произвольность
в процессе учебной деятельности внешняя
вынужденная («из-под палки»).
Еще одна закономерность –
изменения в развитии личности ребенка. Это дети с повышенным уровнем
агрессивности, эмоциональности, склонные к употреблению психоактивных веществ.
Все вышеперечисленной приводит к
нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений о котором
очень мал, ограничен бытовыми ситуациями.
Дети с ОВЗ имеют, как правило,
аномальную самооценку – чаще завышенную. Поэтому при выполнении задание
рассчитывают на получение высокой оценки. Чтобы избежать конфликтных ситуаций,
педагогу каждый раз при постановке задания нужно говорить о его реальной
степени сложности, объясняя, на какую оценку можно рассчитывать при его
выполнении. («Если ты выполнишь это задание, я поставлю тебе 3»).
К таким детям необходим индивидуальный подход с
учетом особенностей ребенка, чтобы обеспечить оптимальной умственное и
физическое развитие.
Чтобы дети не чувствовали себя хуже остальных, не
переживали «школьную скуку», на уроках необходимо им давать индивидуальные задания: на
карточках, по учебнику, используя дополнительный материал, давая
возможность выступать перед всем классом, почувствовать себя успешным.
Постепенно, когда ребенок освоит простые задания,
необходимо повышать их сложность.
Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом
осознают свои личностные особенности
и возможности, поэтому требуют особого внимания и нуждаются в помощи.
Необходимо поощрять малейшие успехи детей, развивая
их веру в собственные силы и возможности.
Переходить к следующему виду упражнений только
после усвоения предыдущих.
Нужно стараться задействовать все каналы восприятия
информации.
Не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса
и ответа на него.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в
письменной форме.
Нельзя давать в ограниченный промежуток времени
большой, сложный материал. Нужно разбить его на отдельные информационные
куски и давать по мере усвоения.
Не спрашивать только что усвоенный на уроке
материал, дать возможность подготовиться дома.
Путем правильной тактики опроса, поощрениями
(«Молодец», «Умница» и т. п.) формировать у ученика уверенность в своих
силах, знаниях, возможности учиться.
Очень осторожно оценивать неудачи ученика, быть
тактичным.
В минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его
внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
|