Пятница, 17.05.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

«Дидактическая игра как средство преодоления нарушений чтения и письма на логопедических занятиях»

 «Дидактическая игра как средство преодоления нарушений чтения и письма на логопедических занятиях»

 Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении лексического запаса учащихся. Использование дидактических игр на занятиях позволяет:

·         сформировать навыки классификации предметов, явлений у учащихся и т.д.

·         развить навыки планирования своей деятельности;

·         сформировать навыки самоконтроля учащихся;

·         развивать познавательные способности каждого ученика;

·         создавать положительную мотивацию обучения;

·         развивать волевую сферу ребенка;

·         создавать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ученика.

Проведение дидактических игр включает:

• ознакомление учащихся с содержанием игры;

• объяснение условий и правил проведения игры;

• показ игровых действий в процессе, которого учитель-логопед учит детей правильно выполнять условия игры;

• определение роли взрослого в игре (Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом учащихся, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи);

• подведение итогов игры.

Для учителя-логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Поэтому перед учителем-логопедом, который осуществляет руководство игрой, стоит задача знакомить учащихся с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять лексическими значениями. Опыт работы показал эффективность использования дидактических игр для развития речи. Таким образом, нами разработаны и апробированы дидактические игры. Данные игры возможно использовать как на общих, так и на индивидуальных занятиях с учащимися. Используемый в играх материал привлекает внимание детей и позволяет добиться более эффективных результатов при изучении различных лексических тем.

1.      Игра: «Логопедическое Домино»

Цель: совершенствовать навык чтения, развивать зрительное восприятие, расширять словарный запас.

Ход игры:

Вариант 1. Игра строится по принципу „домино". Учащимся раздаются карточки с разделенными словами на слоги. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол карточку с названием темы. Другой ребенок, имеющий карточку с продолжением слова, присоединяет ее к первой и т.д.

Вариант 2. Учитель-логопед кладет первую карточку с названием темы, а остальные карточки ученик выкладывает в нужном порядке.

НАСЕКОМЫЕ

БА

МУ

БОЧКА

ХА

ПА

ТАРА

УК

КАН

МУ

ПЧЕ

РАВЕЙ

ЛА

ЖУ

ШМЕ

КИ

ЛИ

СТРЕ

ПА

КОЗА

УТ

О

САРАН

ВОД

ЧА

КО

МАР

ПРОФЕССИИ

УЧИ

ВОСПИ

ТЕЛЬ

ТАТЕЛЬ

ПОРТ

ПО

НИХА

ВАР

ПОЧ

СТРО

ТАЛЬОН

ИТЕЛЬ

СТО

ПАРИК

ЛЯР

МАХЕР

МАС

ВИЗА

САЖИСТ

ЖИСТ

ТРЕ

ШАХ

НЕР

ТЕР

ВОДИ

ТЕЛЬ

 

ВРЕМЯ

ПОЛД

СУТ

НИК

КИ

ВЧЕ

СЕ

РА

ГОДНЯ

ЗАВ

ЧА

ТРА

СЫ

МИ

СЕКУН

НУТА

ДА

НЕ

МЕ

ДЕЛЯ

СЯЦ

ГО

ВЕ

ДА

КА

ВРЕ

МЯ

ГОРОД

ЗА

ФАБ

ВОД

РИКА

АТЕ

ЗДА

ЛЬЕ

НИЕ

ДВО

БАС

РЕЦ

СЕЙН

ПАР

СКВЕ

КИ

РЫ

ГА

КЛУМ

ЗОН

БА

ПЛО

МАГА

ЩАДЬ

ЗИН

КА

ТОК

 

КВАРТИРА

БАЛ

ДВЕ

КОН

РИ

КРЫ

ЛЕСТ

ША

НИЦА

ОК

ЗА

НО

МОК

КЛЮ

КОМ

ЧИ

НАТА

КОРИ

САПАЛЬ

ДОР

НЯ

ГО

ТУ

ДА

АЛЕТ

КУХ

НЯ

ЗЛАКИ

ПШЕ

ГО

НИЦА

РОХ

ГРЕЧ

ЯЧ

КА

МЕНЬ

ПОД

ПРО

СОЛНУХ

СО

О

ФА

ВЕС

СОЛЬ

БО

СО

БЫ

Я

ЧЕ

РИС

ВИЦА

Таким образом, можно составить материал на любую лексическую тему.

2.      Игра «Найди слово»

Цель: совершенствовать навык чтения, навык деления слов на слоги, развивать зрительное восприятие, расширять словарный запас.

Задание: Быстро составляй и чётко читай слова, выделяя ударный слог

МЫЛОТОВАРКАСКАЗКАРТАНЦЫПКИ

МОРОЗАМОКРОТАРАНТУЛИТКАРЕТА

БИЛЕТЧИКСЫРОККРАСКАЛАСТАБУНТЫ

ПОБЕДАРЫСИЛАМПАРАДЫМКАРЕТА

УЛИЦАРЬЯНОСЕЛКАНАЛЬБОМ

ТОПОТОМОКРОЛИКРАБУНТЫКВАР

БАЛЫКОМАРКАМЫШКАТОКНО

ГУДОКТОРТРИСЛАДРЕСНИЦА

ОКНОРАНОГАЗОНТИКРАНА

ЦАПЛЯСУНДУКРЫЛОСИТРОС

ЛОПАСТЬБАМБУКВАННАЛОГИМН

ПЕРОЗАРЯДЫРЫБАТОНАРОДНЯ

БУРЯСКАЛАВАЗАГАРАЖАБАЖУР

ВОРОТАБЛОПАТАКСАЛЮТИКРАСКАРА

БЕГЕМОТОКРУГОЛОВАЗАБОРДЮРТА

КУПОЛКАПЕЛЬМЕНИТКАЧЕЛИК

БЫКИНОСКИТЫЛЕТОСКАТЕРТЬМА

ЗАГОНКАМЕНЬШЕПОТОЛОКОТЬ

2.      Игра «Буквы потерялись»

Цель: совершенствовать навык чтения, фонематического анализа, развивать зрительное восприятие, расширять словарный запас.

Ход игры: Учитель-логопед раздает карточки и за определенный промежуток времени просит подобрать гласные буквы так, чтобы получились слова с названиями на данную тему.

(В данной игре может быть два уровня сложности)

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Вариант 1

Т.ГР Б.Г.М.Т Ж.Р.Ф

Л.В Н.С.Р.Г Р.СЬ

В.ЛК СЛ.Н . Б.ЗЬ.Н.

Л.С. Б.РС.К Х.М.К

Б.ЛК . К.НГ.Р Л.СЬ

З..Ц КР.К.Д.Л М.ДВ.ДЬ

Вариант 2

ТГР БГМТ ЖРФ

ЛВ НСРГ РСЬ

ВЛК СЛН БЗЬН

ЛС БРСК ХМК

БЛК КНГР ЛСЬ

ЗЦ КРКДЛ МДВДЬ

ИНСТРУМЕНТЫ

Вариант 1

Т.П.Р П.Л. М.Л.Т.К

Р.Б.Н.К КЛ.Щ. ДР.ЛЬ

Л.М Н.ЖН.Ц. Щ.ПЦ.

ПЛ.СК.Г.БЦ. СТ.М.СК. Б.Г.Р

Вариант 2

ТПР ПЛ МЛТК

РБНК КЛЩ ДРЛЬ

ЛМ НЖНЦ ЩПЦ

ПЛСКГБЦ СТМСК БГР

ЦВЕТЫ

Вариант 1

Р.З. . СТР.

ГЛ.Д..Л.С Г..ЦНТ

П..Н М.К

ГВ.ЗД.К. В.С.Л.К

Т.ЛЬП.Н Р.М.ШК.

Н.РЦ.СС . Д.В.НЧ.К

Г..РГ.Н С.Р.НЬ

ФЛ.КС М.РГ.Р.ТК.

 

ЦВЕТЫ

Вариант 2

РЗ СТР

ГЛДЛС ГЦНТ

ПН МК

ГВЗДК ВСЛК

ТЛЬПН РМШК

НРЦСС ДВНЧК

ГРГН СРНЬ

ФЛКС МРГРТК

Таким образом, продолжаем на любую лексическую тему.

Внимание ученика во время дидактических игр обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда учащиеся, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что учащихся интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у них чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается учеником более успешно, так как его внимании прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу

Литература.

Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Яворская О.Н., Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – КАРО,2010

Ястребова А.В., Бессонова Т.П, Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор­рекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007

Категория: Мои статьи | Добавил: n-nazarenko (10.11.2013)
Просмотров: 1366 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024