Четверг, 02.05.2024, 22:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование оригинальных методик совершенствования техники чтения
Следуя современной личностно-ориентированной парадигме образования,  наиболее эффективным в век скоростей  и высоких информационных технологий можно считать технологии  обучения рациональному чтению, которые  позволяют  каждому ученику освоить навыки и приёмы  быстро и эффективно воспринимать, перерабатывать и накапливать информацию,  создать  условия обучения, позволяющие каждому  реализовать конституционное право на цензовое образование, согласно  возможностям ребёнка-инвалида. Уникальный элективный курс рационального чтения  помогает научиться  при минимальных затратах времени извлекать максимум информации из любого по объёму  и сложности  печатного текста. Кроме того,  способствует развитию внимания, памяти, воображения, улучшению орфографической зоркости, что немаловажно для дальнейшей успешной учёбы и карьеры.        Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Опираясь на мнение учителей, было  отобрано более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость; затем протестировали, проанкетировали более двух тысяч учеников – и оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения.       «С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?» Есть много мнений,  есть программные требования (80-90 слов в минуту - программный норматив, 120 слов в минуту – мнение учёных Московского государственного педагогического института, по мнению выдающегося педагога современности В.А. Сухомлинского  беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту..). После проведённого исследования в одной из школ оказалось, что ученики, читающие на конец четвёртого класса   150 слов в минуту продолжали обучение в старших классах на «отлично», читающие со скоростью  120 слов в минуту продолжали обучение на «хорошо», читающие со скоростью 90 слов в минуту и ниже продолжали обучение на «удовлетворительно». Таким образом, мы пришли к мнению о важности нашего элективного курса «Учение с увлечением», который  проводим в течение нескольких лет в нашей школе. Цель нашего курса:    -    Рационализация чтения;-                      Выработка активного, творческого отношения к чтению;-                      Формирование стремления к  постоянному совершенствованию читательской деятельности;-                      Обучение эффективному и быстрому чтению – увеличение продуктивности чтения в 2-3 раза;-                      Ознакомление с различными  видами работы с книгой…     Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная система — изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит — начитанности. В «портфель» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения. Так что тема нашего собрания — не досужий вымысел. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.  «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих cебя» - сказал  В. А.Сухомлинский. Мы отбирали материал для курса очень тщательно и отобрали  лишь самые эффективные приёмы, методики и рекомендации. Но зато это те приёмы, методики и  рекомендации, которые могут работать в любых условиях. На занятиях элективного курса «Учение с увлечением» мы реализуем следующие этапы обучения:1 урок. Определение скорости чтения; 2 урок. Правила чтения; 3 урок. Понимание  прочитанного; 4 урок. Расширяем поле зрения   с помощью таблиц академика Андреева и стереопар; 5 урок. Развиваем тонкие  движения      пальцев рук, развиваем стереозрение; 6 урок. Развиваем воображение; 7 урок. Внимание при  чтении; 8 урок. Запоминание  прочитанного. Итоги обучения.·                     1 урок.  Определение скорости чтения: V = ( Q/T ) * K,  (создание  экрана  достижений, проведение теппинг-теста:  определения темпа деятельности), а также: аутотренинг «Золотые купола», прослушивание которого увеличивает на 40% успеваемость ученика, работа с воображением, глазодвигательная гимнастика, развитие внимания, памяти, техники чтения;•                     2 урок.  Правила чтения: название;  факты; действия; основное содержание текста, а также:  аутогенная тренировка «Золотые купола», глазодвигательная гимнастика, развитие воображения, внимания, памяти, развиваем оперативную память (наборы проф. И.Т. Федоренко), техники чтения;•                     3 урок.  Понимание прочитанного: поиски скрытой мысли, «пропавших слов», работа с пословицами, аутогенная тренировка «Золотые купола», глазодвигательная гимнастика, упражнения на развитие воображения, внимания, памяти, работа с текстом по «Правилам чтения», техники чтения;•                     4 урок.  Расширяем поле зрения: работа с таблицами академика Андреева, поиск и исключение букв, аутотренинг «Золотые купола», глазодвигательная гимнастика, развитие воображения, внимания и памяти, работа  с текстом по «Правилам чтения», техники чтения;•                     5 урок.  Понимание прочитанного: гимнастический комплекс  для  развития  тонких движений пальцев рук, работа со стереопарами, аутогенная тренировка «Золотые купола», глазодвигательная гимнастика, развитие воображения, внимания, памяти, работа с текстом по «Правилам чтения», техники чтения;•                     6 урок.  Развиваем воображение: тесты на развитие воображения, работа с таблицами академика Андреева для развития наглядно-образного мышления, аутотренинг «Золотые купола», гимнастический комплекс для развития тонких движений пальцев, глазодвигательная гимнастика, развитие воображения, внимания и памяти, работа  с текстом по «Правилам чтения», техники чтения;•                     7 урок.  Внимание при чтении: тесты на внимание, тесты на развитие воображения. Работа с таблицами академика Андреева для развития наглядно-образного мышления, аутотренинг «Золотые купола», гимнастический комплекс для развития тонких движений пальцев, глазодвигательная гимнастика, развитие воображения, внимания и памяти, работа  с текстом по «Правилам чтения», техники чтения;•                     8 урок.  Запоминание прочитанного: тесты на развитие памяти, техника создания фильма – сказки, тесты на внимание, тесты на развитие воображения, работа с таблицами академика Андреева для развития наглядно-образного мышления, аутотренинг «Золотые купола», гимнастический комплекс для развития тонких, движений пальцев, глазодвигательная гимнастика, развитие воображения, внимания и памяти, работа  с текстом по «Правилам чтения», техники чтения.  Итоги обучения.На занятияхиспользуем следующие техники чтения:Читай, как написано, читай, как говорим, читай без регрессий, читай по вертикали, читай, используя режим щадящего чтения, читай в темпе скороговорки, читай по интегральному алгоритму, читай со сменой темпа, читай строчки наоборот целыми словами, читай строчки наоборот  по буквам, читай с использованием дифференциального алгоритма, читай, чередуя чтение слов нормально и наоборот, читай только вторую половину слова, читай строки с прикрытой нижней половиной, читай строки с прикрытой верхней половиной, читай только  заданные слова в тексте,  и ещё многое, многое другое……           Подводя итоги всему вышеизложенному,  хочется обратить  внимание на то, что первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Элективный курс «Учение с увлечением» – это уникальная возможность на основе образа мыслей отдельного человека (ученика) сформировать его индивидуальный слой мира, в котором ему придётся жить и творить настоящее и будущее. И чем больше людей (учеников) будут вовлечены в этот увлекательный процесс, тем радостнее нам видится наше будущее.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.      Бьюзен Тони «Суперинтеллект». 10 способов освоить ресурсы своей гениальности.2.      Бьюзен Тони «Научи себя думать», Минск, изд-во «Попури», 1998 г.3.      Вайз Анна «Вдохновение по заказу», Минск, изд-во «Попури», 1998 г.        4.      Лорен Гарри «Развитие памяти и способности  концентрироваться».5.      Лурия А. «Маленькая книжка о большой памяти», М., МГУ,1968 г.6.      «Мозг на 100%». Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей.«Лабиринты мышления, или Учёными не рождаются».7.      Поле Рита «Я изменяю свою жизнь».8.      Суссман Мартин «Программа улучшения зрения».9.      Ф. Харрисон Аллен, М. Брамсон Роберт «Думай и достигай», Минск, изд-во «Попури», 1998 г.10.  Шереметьев К. «Совершенный мозг.  Как управлять подсознанием». Изд. «Крылов». 11.  Эдвард де Боно «Нестандартное мышление: самоучитель», Минск, изд-во «Попури», 1998 г. 
Категория: Мои статьи | Добавил: n-nazarenko (10.11.2013)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024