Поэтому, следуя современной
личностно-ориентированной парадигмы образования, наиболее эффективным можно считать технологии
модульного обучения, которые позволяют приспособиться
к каждому ребенку и создать условия
обучения, позволяющие каждому
реализовать конституционное право на цензовое образование, согласно возможностям ребёнка-инвалида. Аномальные
дети более нуждаются в индивидуальном
подходе, нежели нормальные.
Формирование приемов когнитивной деятельности детей со сложными
сочетанными дефектами рассмотрим на примере изучения русского языка.
Основной материал русского языка разбила на модули. Модуль – это
относительно автономная часть учебного материала, состоящая из одной или
нескольких учебных единиц и обладающая выраженной структурой и логической
завершенностью.
В модульном планировании каждая единица учебного материала представлена
отдельной программой. Это позволяет понять, в какой последовательности
происходит усвоение любого понятия или
умения. По каждому модулю составлен технологический план, который представляет
собой модель планирования процесса изучения содержания модуля, разделение
материала на отдельные функциональные элементы с обозначением временных
ориентиров их изучения и логических связей между ними.
Ниже приведены примеры составленных модулей по русскому языку.
Блок «Звуки и буквы»
Модуль Модуль
«Звуки и буквы»
«Гласные звуки и буквы»
Модуль
Модуль
«Согласные звуки и буквы» «Разделительный ь»
Блок
«Слово»
Модуль Модуль
Модуль
«Части речи» «Состав
слова» «Сложные слова»
Подмодуль Подмодуль
«Имя существительное»
«Структура
слова»
Подмодуль
«Глагол» Подмодуль
«Правописание гласных
Подмодуль и согласных в корне»
«Имя прилагательное»
Подмодуль Подмодуль
«Местоимение» «Приставка,
правописание
приставок»
Подмодуль
«Предлог»
Подмодуль
«Числительное»
Подмодуль
«Наречие»
Модуль «Предложение»
Подмодуль Подмодуль
«Простое предложение»
«Сложное предложение»
Модульное планирование
позволяет ввести в процесс обучения коррекционно-развивающий блок. Зачастую
дети плохо усваивают материал из-за того, что они недостаточно четко понимают
термины, которыми надо оперировать, не знают, что конкретно надо делать для
решения учебной задачи. В этой ситуации, обращаюсь к тому модулю учебного
материала, в котором у учащегося наблюдаются пробелы, нахожу в технологическом
плане его изучения звено, с которого начинается пробел в знаниях и умениях и
корректирую его. Например, учащиеся иногда забывают правило написания предлогов
со словом. В этом случае использую модуль «Предлоги», нахожу в технологическом
плане его изучения звено, с которого начинается пробел в знаниях или умениях, и
корректирую его.
Модульное планирование
помогает так спланировать уроки, чтобы на каждом из них формировать у учащихся
приемы умственной деятельности и, в частности, приемы мышления, определяемые
как способы, которыми осуществляется умственная деятельность, и которые могут
быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий.
Разложение процесса усвоения знаний на цепь последовательных
звеньев-операций позволяет более гибко отзываться на образовательные нужды и
возможности учащихся за счет того, что появляется возможность отслеживать все
этапы продвижения к намеченной цели.
Литература:
1. Вильшанская
А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников
с ЗПР. // Дефектология. – 2005. - №2.
2. Епифанцева Т.
Б., Киселенко Т. Е. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону,
2008.
3. Мисаренко Г.
Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с
коррекционно-развивающими технологиями. – М.: «Академия», 2004.
|