Четверг, 02.05.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

«Коррекционно-педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие успешной социализации учащихся с патологией зрения»
В последнее время  в системе образования России  серьёзно рассматриваются  вопросы оказания особой поддержки и помощи ребёнку в образовательном процессе.  Разрабатываются вариативные модели  сопровождения, ведётся поиск оптимальных педагогических технологий, способствующих  максимальному раскрытию потенциальных возможностей личности ребёнка,  содействующих полноценному его развитию в личностном и  познавательном плане,  создаются условия для  проявления положительных сторон индивидуальности ребёнка, условий для эффективной реализации  творческого потенциала. Понятие  сопровождения выросло из глубин педагогики. Мысль о необходимости «сопровождения развития» как очевидная высказывается современными педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха». Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Е.И. Казакова, психолог,  (2001 г.)  под субъектом развития  понимает как развивающегося человека, так и развивающуюся систему… Сопровождение – это движение с ребёнком (совместное движение) по его жизненному пути, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить  возможные пути. Сопровождающий внимательно приглядывается  и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям,  фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает ориентироваться в окружающем мире, понимать и  принимать себя. Но при этом не старается навязывать свои пути и ориентиры.
Основная идея коррекционно-педагогического сопровождения в нашем случае -  создание  целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с патологией зрения, что решается силами специалистов созданного в школе диагностико-реабилитационного центра. В практике  школьного диагностико-реабилитационного центра  специалистами реализуются программы:
•Разработка и защита проекта  «Как мы воспринимаем мир. Зрительные иллюзии», Т. С.Черемных, тифлопедагог, г. Рубцовск,
•Реализация элементов квантового обучения в Школе Успеха, Н.В.Назаренко, методист - реабилитолог, Н.И. Артюх, учитель русского языка и литературы, г. Барнаул,
•Программа создания базисных условий для формирования навыков ориентирования и мобильности у частичнозрячих и слабовидящих, А.И. Бурганова, педагог по ориентированию и мобильности, г. Барнаул,
•Программа по формированию зрительно-моторных координаций у учащихся с нарушением  чтения и письма через систему зрительно-мотивационного «водительства», А.С. Дмитриева, учитель-логопед, г. Барнаул и др….
Реализация выше перечисленных программ  способствует преодолению зрительной депривации у учащихся с патологией зрения, что в свою очередь благотворно сказывается на образовательном процессе в целом.  Реализуя программу  по использованию элементов квантового обучения в Школе Успеха, где занимаются учащиеся старших классов,  мы ставили перед собой цели по формированию своего индивидуального стиля обучения,  повышению качества и эффективности чтения,  обретению позитивного настроя,  веры в себя, свой успех, овладению быстрыми и простыми методами проведения мозгового штурма,  возможности вырабатывать свои чудо - методы запоминания,  мыслить творчески, мыслить логически. В результате,  в конце учебного года, старшеклассники написали коллективное эссе «Школа Успеха для меня – это успех в учёбе, постоянная работа над самим собой, стремление к совершенству, умение работать с литературой, расширение кругозора, успех в будущей профессии, формирование грамотного читателя, приобретение навыков, необходимых для обучения в высшем учебном заведении, гордость за тот факт, что я прошёл курс квантового обучения и знание того, что не все владеют теми навыками, которые получены на наших занятиях.
Школа Успеха – это успех, счастье,  любовь, моё будущее, хорошее образование, любимая работа, отличная семья, здоровье, позитив, мозговой штурм, энергия, круговорот, окружающий меня прекрасный мой Мир, Жизнь и вообще это приятное место для времяпрепровождения! » И ещё, мониторинг техники чтения показал увеличение скорости и эффективности чтения старшеклассников в пределах от 148 знаков в минуту  при первоначальной проверке (сентябрь, 2007г.) до 1 520 знаков в минуту на промежуточном этапе (март, 2008 г.). Статистика и факты говорят сами за себя!
Одним из оригинальных  способов использования педагогических средств воздействия на формирование зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности у слабовидящих школьников является составление,  реализация  и защита проекта «Как мы воспринимаем мир. Зрительные иллюзии», руководитель проекта Ч.С. Черемных, тифлопедагог высшей квалификационной категории, г. Рубцовск. В процессе подготовки к созданию  проекта прежде всего были чётко определены  цели:
•Познакомить слабовидящих учащихся с  разнообразными видами зрительных иллюзий, дать понятие об относительности восприятия предметов внешнего мира.
•Показать особенности зрительного восприятия при различных глазных патологиях.
Отсюда вытекали задачи:
•Обогатить зрительные впечатления об окружающем мире и расширить кругозор учащихся с нарушением зрения.
•Развивать ориентировочно-поисковое движение взора, что позволит лучше замечать мелкие существенные детали, получать точные и чёткие представления о рассматриваемых предметах и объектах.
•Формировать у детей зрительные способности обследования, узнавания предметов.
•Развивать способность к интегрированию признаков: дискретное, фрагментарное и целостное восприятие изображений.
Далее были прописаны этапы работы над проектом, определены сроки реализации каждого этапа, подобрана команда, в составе: тифлопедагога - руководителя проекта,  врача-офтальмолога, учащихся школы,  родителей, способная принять участие в реализации данного проекта.  Каждый этап проекта был тщательно продуман, согласован всеми участниками проекта.  Приоритет был отдан  определению темы и целей, согласованию календарного плана работы. Далее  необходимо было подобрать методическую, научно-популярную литературу и дидактический материал. После этого планировалась работа над проектом и его презентация. Отдельно для родителей были продуманы консультации тифлопедагога совместно с врачом-офтальмологом. Тифлопедагогом проведены открытые занятия по теме проекта. Весь материал был представлен на заседании методического объединения учителей -  дефектологов,  где  проведено открытое обсуждение с коллегами. После  состоялось выступление на заседании педагогического совета филиала и  основной школы. Завершающим этапом в работе над проектом стало подведение итогов, конструктивный анализ проекта, рефлексия.
Работа над темой проекта по зрительным иллюзиям ещё раз дала нам возможность убедиться в том, что наше зрение несовершенно, иногда мы видим не то, что существует в действительности. Помимо этого существуют специфические особенности восприятия мира  при определённых глазных патологиях. Восприятие является сложным психическим процессом. Наряду с  рецептивными и перцептивными сторонами важную роль в восприятии играет прежний опыт и имеющиеся знания. Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаково ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, даёт нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе  зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности.
Говоря в общем о причинах зрительных иллюзий (ошибок, обманов) следует,  во-первых указать, что  иногда они появляются вследствие специально созданных особых условий наблюдения, например,  наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п.  Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
Во-вторых большинство иллюзий зрения происходит не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения,  при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных  и оптическим несовершенством глаза, некоторыми  особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).
Во всех этих случаях наш глаз ошибается потому,  что его умышленно обманывают или при помощи  технических приспособлений, или за счёт особого состояния среды между  глазом и объектом наблюдения.
Слабовидящие пользуются зрением как основным средством восприятия. Познание окружающего мира, формирование и развитие всех видов познавательной и трудовой деятельности у них протекает в условиях нарушенного зрения, и строится на  суженной наглядной и действенной  основе. Разнообразие заболеваний и различные проявления нарушения зрения предполагают учёт индивидуальных особенностей учащихся и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки.
У слабовидящих учащихся наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветоразличения, сужения границ поля зрения. Эти нарушения приводят к изменениям в процессах восприятия – фрагментарности, уменьшению объёма, замедлению темпа, сокращению содержания, неточностям, ошибочным суждениям. Практически у всех слабовидящих детей проявляются особенности в формировании зрительных образов (удлинение стадий, появление подэтапов и др.), зависящие  от сложности предметов и изображений, опыта ребёнка в  оперировании ими, характера и степени нарушения зрения. Процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого и нерасчленённого различения формы (контура, общих пропорций, положения предмета), проходит ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.
Острота зрения – ведущий фактор в восприятии объектов окружающей действительности. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы, размеров, оценке положения предметов.  Им трудно обозревать различные предметы и явления, узнавать обозначения и детали изображений на рисунках, чертежах, схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Это предполагает  обогащение зрительного опыта, создание специальных условий, обеспечивающих накопление информации об окружающей действительности, выделение сигнальных свойств в предметах и изображениях.
Слабовидящие страдают нарушением форменного, стереоскопического и глубинного зрения, которое не позволяет им  воспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства.  
В условиях специального обучения форменное, пространственное      и стереоскопическое зрение совершенствуется, что способствует формированию сложных пространственных представлений, имеющих важное   значение для трудовой деятельности. Установлено,  что процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого и нерасчленённого различения формы (контура, общих пропорций, положения предмета), проходит ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.
Всё это предполагает дифференцированный подход к учащимся, применение специальных приёмов и способов обучения, создание условий для трудовой деятельности, чтения и  выполнение изображений. Только полисенсорное воспитание учащихся расширяет возможности в познании ими окружающего мира.
При работе над проектом  мы ставили задачу научить ребят общим приёмам и умениям самостоятельного учебного труда, на основе овладения которыми они выработают свои индивидуальные приёмы. В  процессе работы над  проектом  прежде всего была подобрана, изучена и проанализирована методическая, научно-популярная литература. После её изучения были выделены  основные иллюзии зрения:
•Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза
•«Целое» и «часть»
•Переоценка вертикальных линий
•Преувеличение острых углов
•Меняющийся рельеф и перспектива
•«Фигура» и «фон»
•Портретные иллюзии
•Иллюзии при движении объекта
•Иллюзии цветового зрения
•Иллюзии восприятия размера
В процессе  проектной деятельности было выявлено, что к иллюзиям зрения не относятся оптические фокусы и загадочные привидения, создаваемые при помощи зеркал, проекционных аппаратов и других технических устройств, а также интересные оптические явления, иногда наблюдаемые в природе (миражи, северное сияние).  Появление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы. Во всех этих случаях наш глаз ошибается потому, что его умышленно обманывают или при помощи технических приспособлений, или за счёт особого состояния среды между глазом и объектом наблюдения. Также не являются иллюзиями  восприятия обманы зрения,  возникающие у некоторых людей в сумерках и темноте, когда недостаточное  освещение затрудняет работу глаз и создаёт особое настроение и искажение  ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей.
Работа над каждой группой иллюзий вызывала неподдельный интерес у всех участников проектной деятельности. Вот один из примеров – иллюзии восприятия размера.  Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт,  что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся  высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создаёт впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создаёт впечатление большей протяжённости, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолёты… «Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище», - пишет известный английский физик  У.Брэгг в книге «Мир света». Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была уменьшаться в размерах, как  самолёт, этого властно требует опыт. А так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда  находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!
Таким образом, метод проектов вносит изменения в позицию  и ученика, и учителя. Ученик становится активным участником собственного образовательного процесса, а учитель его помощником, создателем микросреды, некоего нового «пространства  встреч», в результате чего и будет осуществляться индивидуальное  присвоение знания, выработка индивидуальных способов этого присвоения, приобретение нового опыта, новых «открытий самого себя».
Как помочь детям? Прежде всего их нужно заинтересовать, загрузить их мозг информацией, заставить их сосредоточиться, думать, мыслить. А думать они будут только тогда, когда им интересно. Мы ставили задачу научить ребят общим приёмам и умениям  самостоятельного учебного труда, на основе овладения которыми они выработают свои индивидуальные приёмы.
Мы выделили группы необходимых умений:
•Познавательные – при работе с различными источниками (литературными – справочники, словари, энциклопедии и т.д.; аудиовизуальными – лекция, сообщение товарищей, просмотр фильма, передачи и др.)
•Умения умственной деятельности (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.)
•Способы самореализации деятельности (выбор источников познания, планирование, организация рабочего места, самоконтроль).
На наш взгляд, именно работа над проектом позволила дополнить образовательное поле интересными фактами и вновь обратить внимание на бережное отношение  к своим заболеваниям. В ходе работы  над проектом возникли условия настойчиво и ненавязчиво воспитывать те качества, которые нужны  каждому человеку: сопереживание,  привычку самостоятельно мыслить, работать в коллективе,  способность к помощи другим. Чему научились дети? В ходе проекта переработан большой объём информации по глазным заболеваниям, зрительным иллюзиям; приобретён навык реферирования, работы со справочниками. В итоге ребята представили:
•Реферат «Иллюзии восприятия»
•Наглядный материал «Иллюзии», часть которого продублирована брайлевским шрифтом
•Список коррекционных игр и упражнений по развитию зрительного восприятия
Итоги   работы над проектом убедительно показали, как расширился кругозор и практические умения ребят. Это стали другие дети - увлечённые и самостоятельные. А это является одной из  главных целей реабилитации учащихся с ограниченными возможностями.
Литература:
1.Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС» ,2005.
2.Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии», М., «Просвещение», 1073.
3.Каплан А.И. «Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей», М., «Просвещение», 1965.
4.Под ред. Л.И.Солнцевой «Воспитательная работа в школе слепых», М., «Просвещение», 1964.
5.Т.Н.Головина «Осязательное узнавание объектов слепыми и зрячими»,М., «Специальная школа», № 3, 1060.
6.Земцова М.И. «Пути компенсации слепоты», М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
7.Маллаев Д.М. «Игры для слепых и слабовидящих». М., «Советский спорт», 2002.
8.Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 .
9.Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000.



Категория: Мои статьи | Добавил: n-nazarenko (10.11.2013)
Просмотров: 514 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024