Назаренко Н.В., Краевое Государственное Казённое Специальное (Коррекционное) Общеобразовательное Учреждение «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида», методист , 656004, г. Барнаул, ул. Водопроводная, 103 - 61 .
Ключевые слова: школьный диагностико-реабилитационный центр (ДРЦ), диагностическая и коррекционная работа, комплексную медико-психолого-педагогическая диагностика.
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система специального образования и воспитания. Ее преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми звеньями образовательного учреждения и, в первую очередь, внедрение в практику специального образовательного учреждения новейших научно-педагогических достижений в области образования.
Исходя из выше сказанного и складывается аналитическая картина профессиональной деятельности специалистов школьного диагностико-реабилитационного центра (ДРЦ), основной целью деятельности которого является совершенствование системы скоординированных медицинских, психолого-педагогических и социальных программ, направленных на развитие, коррекцию и адаптацию лиц с патологией зрения, отработка и популяризация технологий и методик коррекционно-развивающего обучения, разработка и планирование профессиональных ключевых компетенций каждого специалиста в области своего направления деятельности.
Диагностико-реабилитационный центр (ДРЦ), является структурной единицей Алтайской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III-IV вида. ДРЦ организован для проведения диагностической и коррекционной работы с учащимися краевой специальной школы 1-12 классов, имеющими различной степени тяжести зрительные нарушения и вследствие этого проблемы, возникающие в психофизическом и социально-психологическом развитии. Специалисты ДРЦ обеспечивают диагностико-коррекционную, лечебно-оздоровительную и сопровождают учебно-воспитательную работу с учащимися школы 1-12 классов.
Для реализации этой основной цели специалисты диагностико-реабилитационного центра ставят перед собой следующие задачи:
- На высоком профессиональном уровне осуществлять комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику лиц с нарушением зрения.
- Эффективно координировать профессиональные усилия специалистов различного профиля, направленные на совершенствование коррекционно-реабилитационных мероприятий, проводимых с учащимися.
- Оказывать необходимую консультативную помощь педагогам, родителям по различным вопросам реабилитации слепых и слабовидящих школьников.
- Систематически и целенаправленно осуществлять разработку, внедрение и сопровождение учащихся индивидуальными программами комплексных мер по реабилитации учащихся с нарушением зрения.
- Осуществлять в своей профессиональной деятельности планирование и реализацию ключевых компетенций в коррекционно-развивающей работе с детьми с патологией зрения.
- Спроектировать, разработать комплекс инновационных программ, проектов по коррекционно-развивающему обучению.
Школьный диагностико-реабилитационный центр, являясь многофункциональной структурой, включающей в себя различные направления работы, выделяет приоритетные направления своей деятельности:
- Диагностика (психолого-педагогическая и медицинская)
- Медицинская реабилитация
- Психолого-педагогическая реабилитация
- Социальная реабилитация
- Профориентационная реабилитация
- Методическое сопровождение коррекционно-развивающего процесса.
ДРЦ представляет собой многофункциональную систему, вклю-
чающую в себя работу нескольких служб:
- психолого-педагогическая служба;
- служба тифлопедагога;
- медицинская служба;
- служба учителя-логопеда;
- служба педагога по ориентированию и мобильности;
- служба социального педагога.
Высшим органом ДРЦ является школьный медико-психолого-педагогический консилиум, который осуществляет
систему комплексного изучения, коррекции, развития и
реабилитации личностных особенностей ребёнка.
Состав школьного медико-психолого-педагогического консилиума предполагает работу следующих специалистов:
- офтальмолог;
- психиатр;
- педиатр;
- тифлопедагог;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед:
- методист-реабилитолог;
- социальный педагог:
- учитель физической культуры;
- представители администрации школы.
Работа специалистов ДРЦ направлена на постоянное наблюдение за динамикой развития учащихся. С этой целью ДРЦ:
- укомплектован необходимыми кадровым составом (специалистами);
- создана материально-техническая, научно-методическая база для работы специалистов по диагностике и коррекции нарушений у детей;
- обеспечены условия для проведения различных видов индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися при динамической и коррекционно-развивающей работе:
- созданы условия для осуществления единой медико-психолого-педагогической, социальной коррекционной программы по адаптации учащихся к условиям жизни в школе и в обществе.
компетенцией специалистов ДРЦ является решение следующих
задач:
- беседа с родителями и выявление подробного анамнеза ребенка;
- знакомство с медицинской документацией детей;
- организация и проведение комплексного обследования с использованием различных методик медико-психолого-педагогического, социального обследования:
- постановка, либо подтверждение предварительного диагноза и подготовка документации к работе школьного медико-психолого-педагогического консилиума:
- планомерное наблюдение за развитием ребёнка в процессе обучения и
воспитания;
- составление в процессе обследования индивидуальных программ
комплексных мероприятии по реабилитации учащихся с нарушением
зрения;
- гибкий подбор учебных программ в зависимости от уровня знаний
учащихся, их потенциальных возможностей, динамики развития, степени тяжести зрительного нарушения;
- приведение различных форм работы, направленных на выявление индивидуальных особенностей детей, нарушений психологической
устойчивости, зрительного восприятия, проблем в обучении и воспитании:
- выбор наиболее эффективных и целесообразных методов и форм работы, выработка рекомендаций для учителей по учёту индивидуальных
особенностей развития детей, мер их успешного развития в условиях
школьного и семейного воспитания;
- систематический контроль за состоянием психического и физического
здоровья детей;
- оказание квалифицированной и своевременной помощи нуждающимся детям;
- постоянное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в развитии;
- создание благоприятного лечебно-охранительного режима в условиях
специальной школы III-IY вида:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации работы
с детьми с патологией органов зрения:
- обеспечение норм физических, психических и интеллектуальных нагрузок, профилактика перегрузок:
- контроль за коррекционным и учебным расписанием в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года;
- коррекция и компенсация отклонений в развитии, возникающая
вследствие частичной или полной потери зрения:
- подготовка учащихся специальной школы к продолжению обучения в
высших и средних учебных заведениях, получению профессии;
- организация совместной работы с краевой офтальмологической клиникой, медицинскими учреждениями города и края, профориентационными центрами, высшими и средними учебными заведениями и другими организациями и учреждениями как в Алтайском крае, гак и за его пределами, в России и за рубежом;
- постоянное повышение квалификации и уровня профессиональной
подготовки специалистов ДРЦ.
В пакете документов школьного консилиума наряду с традиционными документами важное место занимают Индивидуальные программы комплексных мер по (ре)абилитации лиц с нарушением зрения. Такие программы составляются на каждого ученика по итогам комплексного медико-психолого-педагогического обследования и наблюдений за учащимся и включают в себя несколько компонентов. В основе содержания программы лежит возможность:
- Диагностики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся с особыми образовательными потребностями.
- Комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе.
- Вариативный набор различных методик диагностирования, наблюдения, профессионального ориентирования и коррекции для каждого учащегося с учётом его нарушения и личностных возможностей.
- Коррекционно-развивающая программа обучения учащихся, способствующая максимальной реабилитации и адаптации к современным социальным условиям.
- Программа профессиональной реабилитации, позволяющая уже на ранних этапах выявить возможность школьников с особыми образовательными потребностями и сориентировать их на дальнейшее обучение именно в те учебные заведения, обучение в которых наиболее доступно им по состоянию здоровья.
Такой комплексный подход в работе медицинского персонала и специалистов-дефектологов способствует более продуктивной координации профессиональной деятельности и существенно оптимизирует поиски инновационных форм работы в период модернизации общего и специального образования РФ.
Список литературы:
- Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии», М., «Просвещение», 1073.
- Каплан А.И. «Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей», М., «Просвещение», 1965.
- Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС» ,2005 г.
- Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 г .
- Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000 г.
Отправлена на конкурс Центра педагогического мастерства «Новые идеи», октябрь 2014 года.
|