Пятница, 03.05.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

«Повышение эффективности в работе специалистов школьного диагностико-реабилитационного центра в условиях СКОУ III-IV вида»

Назаренко Н.В., Краевое Государственное Казённое Специальное (Коррекционное) Общеобразовательное Учреждение «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида», методист , 656004, г. Барнаул, ул. Водопроводная, 103 - 61 .

Ключевые слова: школьный  диагностико-реабилитационный  центр (ДРЦ), диагностическая и коррекционная работа, комплексную медико-психолого-педагогическая диагностика.

    В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система специального образования и воспитания. Ее преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми  звеньями образовательного учреждения и, в первую очередь, внедрение в практику специального  образовательного учреждения  новейших научно-педагогических достижений в области образования.

    Исходя из  выше сказанного и складывается аналитическая картина профессиональной деятельности специалистов школьного диагностико-реабилитационного центра (ДРЦ), основной целью деятельности которого является совершенствование системы скоординированных медицинских,  психолого-педагогических и социальных программ, направленных на  развитие, коррекцию и адаптацию лиц с патологией зрения, отработка и популяризация технологий и методик коррекционно-развивающего обучения,  разработка и планирование профессиональных ключевых компетенций каждого специалиста в области своего  направления деятельности.

   Диагностико-реабилитационный центр (ДРЦ), является структурной единицей Алтайской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III-IV вида.     ДРЦ организован для проведения диагностической и коррекционной работы с учащимися краевой специальной школы 1-12 классов, имеющими различной степени тяжести зрительные нарушения и вследствие этого проблемы,  возникающие в психофизическом и социально-психологическом развитии.  Специалисты ДРЦ обеспечивают диагностико-коррекционную, лечебно-оздоровительную  и сопровождают учебно-воспитательную работу с учащимися  школы 1-12 классов.

   Для реализации этой основной цели специалисты диагностико-реабилитационного центра ставят перед собой следующие задачи:

  • На высоком профессиональном уровне осуществлять комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику лиц с нарушением зрения.
  • Эффективно координировать профессиональные усилия  специалистов различного профиля, направленные на совершенствование коррекционно-реабилитационных мероприятий, проводимых с учащимися.
  • Оказывать необходимую консультативную помощь педагогам, родителям по различным вопросам реабилитации слепых и слабовидящих школьников.
  • Систематически  и целенаправленно  осуществлять разработку, внедрение и       сопровождение учащихся индивидуальными программами комплексных мер по реабилитации учащихся с нарушением зрения.
  • Осуществлять в своей профессиональной деятельности планирование и реализацию ключевых компетенций в коррекционно-развивающей работе с детьми с патологией зрения.
  • Спроектировать, разработать   комплекс инновационных программ, проектов по коррекционно-развивающему обучению.

Школьный диагностико-реабилитационный центр, являясь многофункциональной структурой, включающей в себя различные направления работы, выделяет   приоритетные направления своей деятельности:

  • Диагностика (психолого-педагогическая и медицинская)
  • Медицинская реабилитация
  • Психолого-педагогическая реабилитация
  • Социальная реабилитация
  • Профориентационная реабилитация
  • Методическое сопровождение  коррекционно-развивающего процесса.

ДРЦ представляет собой многофункциональную систему, вклю-
чающую в себя работу нескольких служб:

  • психолого-педагогическая служба;
  • служба тифлопедагога;
  • медицинская служба;
  • служба учителя-логопеда;
  • служба педагога по ориентированию и мобильности;
  • служба социального педагога.

Высшим органом ДРЦ является школьный  медико-психолого-педагогический консилиум, который осуществляет
систему комплексного изучения,  коррекции, развития и
реабилитации личностных особенностей ребёнка.

            Состав школьного  медико-психолого-педагогического консилиума предполагает работу следующих специалистов:

  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • педиатр;
  • тифлопедагог;
  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед:
  • методист-реабилитолог;
  • социальный педагог:
  • учитель физической культуры;
  • представители администрации школы.

Работа специалистов ДРЦ направлена на постоянное наблюдение за динамикой развития учащихся. С этой целью ДРЦ:

  • укомплектован необходимыми кадровым составом (специалистами);
  • создана материально-техническая, научно-методическая база для работы специалистов по диагностике и коррекции нарушений у детей;
  • обеспечены условия для проведения различных видов индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися при динамической и коррекционно-развивающей работе:
  • созданы условия для осуществления единой медико-психолого-педагогической, социальной  коррекционной программы по адаптации учащихся к условиям жизни в школе и в обществе.

          компетенцией специалистов ДРЦ является решение следующих

задач:

  • беседа с родителями и выявление подробного анамнеза ребенка;
  • знакомство с медицинской документацией детей;
  • организация и проведение комплексного обследования с использованием различных методик медико-психолого-педагогического, социального обследования:
  • постановка, либо подтверждение предварительного диагноза и подготовка документации к работе школьного медико-психолого-педагогического консилиума:

- планомерное наблюдение за развитием ребёнка в процессе обучения и

воспитания;

  • составление в процессе обследования индивидуальных программ
    комплексных мероприятии по реабилитации учащихся с нарушением
    зрения;
  • гибкий подбор учебных программ в зависимости от уровня знаний
    учащихся, их потенциальных возможностей, динамики развития, степени тяжести зрительного нарушения;
  • приведение различных форм работы, направленных на выявление индивидуальных особенностей детей, нарушений психологической
    устойчивости, зрительного восприятия, проблем в обучении и воспитании:
  • выбор наиболее эффективных и целесообразных методов и форм работы, выработка рекомендаций для учителей по учёту индивидуальных
    особенностей развития детей, мер их успешного развития в условиях
    школьного и семейного воспитания;
  • систематический контроль за состоянием психического и физического
    здоровья детей;
  • оказание квалифицированной и своевременной помощи нуждающимся детям;
  • постоянное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в развитии;
  • создание благоприятного лечебно-охранительного режима в условиях

специальной школы III-IY вида:

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации работы
    с детьми с патологией органов зрения:
  • обеспечение норм физических, психических и интеллектуальных нагрузок, профилактика перегрузок:
  • контроль за коррекционным и учебным расписанием в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года;
  • коррекция и компенсация отклонений в развитии, возникающая
    вследствие частичной или полной потери зрения:
  • подготовка учащихся специальной школы к продолжению обучения в
    высших и средних учебных заведениях, получению профессии;
  • организация совместной работы с краевой офтальмологической клиникой, медицинскими учреждениями города и края, профориентационными центрами, высшими и средними учебными заведениями и другими организациями и учреждениями как в Алтайском крае, гак и за его пределами, в России и за рубежом;
  • постоянное повышение квалификации и уровня профессиональной
    подготовки специалистов ДРЦ.

В пакете документов  школьного консилиума наряду с традиционными документами важное место занимают Индивидуальные программы  комплексных мер по (ре)абилитации лиц с нарушением зрения. Такие программы составляются на каждого ученика по итогам комплексного медико-психолого-педагогического обследования и наблюдений за учащимся и включают в себя несколько компонентов. В основе содержания  программы  лежит возможность:

  1. Диагностики и динамического наблюдения за состоянием здоровья  учащихся с особыми образовательными потребностями.
  2. Комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе.
  3. Вариативный набор различных методик диагностирования, наблюдения, профессионального ориентирования и коррекции  для каждого учащегося с учётом его нарушения и  личностных возможностей.
  4. Коррекционно-развивающая программа обучения учащихся, способствующая максимальной реабилитации и адаптации  к современным социальным условиям.
  5. Программа профессиональной реабилитации, позволяющая уже на ранних этапах выявить возможность  школьников с особыми образовательными потребностями и сориентировать их на  дальнейшее обучение именно в те учебные заведения, обучение в которых наиболее доступно им по состоянию здоровья.

Такой комплексный подход в работе медицинского персонала и специалистов-дефектологов способствует более продуктивной координации профессиональной деятельности и существенно оптимизирует  поиски инновационных форм работы в период модернизации общего и специального образования РФ.

 

Список литературы:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии», М., «Просвещение», 1073.
  2. Каплан А.И. «Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей», М., «Просвещение», 1965.
  3. Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС» ,2005 г.
  4. Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 г .
  5. Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000 г.

                           Отправлена на конкурс Центра педагогического мастерства «Новые идеи», октябрь 2014 года.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: shkola3-4vida (17.12.2014)
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024