Пятница, 03.05.2024, 06:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

«Проект «Я вижу Мир!» в системе коррекционно-медико-педагогических занятий по улучшению зрительных функций»
     Человеческий глаз – это орган,  созданный для восприятия света. Это самый ценный и удивительный дар  природы.  В глазах отражается всё, что мы чувствуем: радость,  страдания, гнев,  равнодушие, любовь и ненависть. 
     Тайна зрения  веками интриговала  философов, врачей и учёных. Более 2000 лет назад греческий врач Алкмеон сделал открытие, что глаза связаны с мозгом. Он выдвинул правильную теорию о  том, что зрительные восприятия сходятся вместе  в мозгу, а затем объединяются с памятью. И хотя основные открытия в анатомии глаза были сделаны в  19 веке, только в 1930 году оптики, психологи и педагоги пришли к выводу, что зрение - процесс познавательный. Это открытие вызвало всеобщее удивление, потому что раньше считали, что  зрение – процесс автоматический, подобный дыханию или пищеварению. Но это не так. В сущности, зрение -  это процесс, действующий на основании согласованного комплекса более чем 20  отдельных навыков.
     Дополнительно к формированию образов визуальная система включает в себя способность определять  размер, скорость, расстояние и позицию объекта, способность определять состав, структуру, вес, причину возникновения и возраст объекта без прикосновения к нему, способность сравнивать один объект с другим, способность поддерживать равновесие, способность читать и переводить написанные слова, знаки в  символы. Этим навыкам учатся, достигая совершенства,  в детском возрасте, а потом они остаются  неизменными в течение  почти всей взрослой жизни и начинают ухудшаться лишь в старости. Одни дети способны научиться  этому быстро и легко, у других же  вырабатываются искажённые зрительные навыки, которые могут серьёзно  затруднить развитие  и стать препятствием для нормального обучения в школе или работе, а в результате помешать достигать определённых высот в течение всей жизни.
     При возникновении заболеваний органов зрения страдают различные  зрительные функции: острота центрального зрения, границы периферического зрения, светоощущение, цветовосприятие, бинокулярное зрение. Эти нарушения приводят к изменениям в процессах восприятия — фрагментарности, уменьшению объема, замедлению темпа, сокращению содержания, неточностям, ошибочным суждениям. Практически у всех слабовидящих детей проявляются особенности в формировании зрительных образов, зависящие от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании ими, характера и степени нарушения зрения. 
     Слабовидящие страдают нарушением форменного, стереоскопического и глубинного зрения, которое не позволяет им воспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства.
     Важной функцией зрительного анализатора является светоразличение. У слабовидящих наблюдается значительное понижение светоощущения.     Таким образом, познание окружающего мира, формирование и развитие всех видов познавательной и трудовой деятельности у детей с нарушенным зрением строится на суженной наглядной и действенной основе. Разнообразие заболеваний и различные проявления нарушения зрения предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки.
     Для преодоления  этих противоречий в зрительном восприятии создан проект «Я вижу Мир!», который позволит решить часть задач по совершенствованию зрительного восприятия. При совместной медицинской и педагогической работе над проектом «Я вижу Мир!» мы ставили задачу научить ребят  общим приёмам, навыкам работы по сохранению, улучшению своего зрения, на основе которых они выработают  свои индивидуальные приёмы, закрепят их в собственной практике, сделают выводы о необходимости поддерживать собственное здоровье в хорошей физической форме, сохранять зрение на долгие годы, научатся передавать своим близким полученные знания, выработают стойкую мотивацию к  здоровому образу жизни.
 Проект состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть нацелена на распространение сберегающих зрение знаний, умений и навыков среди участников образовательного пространства и социума. 
 В основе практической части  проекта лежит обучение методике вибрационного  исцеления и цветотерапии Олега Павловича Панкова, профессора – офтальмолога, академика Лазерной академии наук РФ. После 30 лет научной, практической работы, проведя лечение более 10 000 человек, он пришёл к выводу, что каким бы плохим ни было у человека зрение, его можно улучшить с помощью физических методов профилактики и лечения, а именно с помощью света, дыхания, воды, питания, тренировок.
      Лечение цветом было одним из первых видов терапии, используемой человеком. Вслед за применением наиболее сильного, звукового воздействия, первобытный человек обращался к этому естественному методу поддержания ритма и равновесия организма. Под воздействием цвета вибрации организма настраиваются на частоты, создающие гармонию физического, психического и эмоционального состояний тела. И, как следствие, здоровье человека также гармонизируется.     Наука лечения цветом была известна в древнем Китае, Египте, Индии. В настоящее время визуальная цветостимуляция эффективно используется в медицинских учреждениях нашей страны и за рубежом во многих областях медицины. Современный человек обладает знаниями и технологиями, позволяющими более целенаправленно и эффективно использовать цвет для исцеления или воссоздания гармонии со средой обитания. С помощью этой сверхтонкой энергии, которой нас одарила сама природа, сейчас мы способны оказывать благотворное влияние на организм, на его психическое и физическое здоровье, неизмеримо повышая качество своей жизни
     В здоровом состоянии глазам, как и всем органам и системам нашего организма, присуще особое сочетание стабильных резонирующих колебаний. Процесс нормального зрительного восприятия окружающего мира также связан со многими вибрационными процессами. Глаз человека испытывает в естественных условиях огромный перепад светового потока: более 90000 лк при прямом наблюдении солнца, а в сумерках менее одного люкса. Для создания энергетического гомеостаза и адаптации природой предусмотрена доведенная до автоматизма защита, мгновенно реагирующая на такие перепады освещенности. Основные же регулирующие приемники света - пигментные клетки радужки. Фото пигментная реакция радужки (время ее потемнения и просветления в зависимости от интенсивности светового освещения) составляет 5...500 мс. В основном именно эта мгновенная автоматическая защита от чрезмерной интенсивности светового раздражителя и обеспечивает адаптацию глаза к широкому диапазону изменений освещенности окружающей среды. Глаза «видят» вибрациями. Качество зрения определяется частотой вибраций глаз: чем выше эта частота, тем лучше зрение. Эти вибрации - не движения глазного яблока, которые обеспечиваются глазодвигательными мышцами, а колебания нервов сетчатки внутри глаза, которые нельзя привести в вибрирующее состояние сознательно: они колеблются сами по себе, когда расслаблены. Поэтому очень важно для сохранения нормального зрения уметь поддерживать глаза в расслабленном состоянии. 
     В свою очередь движение глазного яблока обеспечивается тремя парами глазодвигательных мышц, которые управляются сигналами из мозга. Эти мышцы, пожалуй, самые быстродействующие в организме человека. Осматривая, например, картину, глаз перемещается скачкообразно, совершая до 120 «скачков» в минуту, причем длительность каждого несколько сотых секунды. Помимо скачков, глаз непрерывно совершает небольшие, но очень быстрые колебания: непроизвольные саккадические движения, треморные движения при фиксации световой точки на темном фоне, пульсирующие движения при стабилизированном изображении (например, наблюдение точки). Этим пульсациям отводят роль биологического модулятора, который имеет непосредственное отношение к фотоэнергетической функции радужки. Да, глаза «видят» вибрациями и диапазон этих колебаний в вещественном пространстве весьма широк: от единиц миллисекунд до десятков секунд. Такие вибрации очень важны, поэтому крайне необходимо тренировать и поддерживать их динамический диапазон, чтобы сохранить хорошее зрение.      Мы можем использовать вибрационное лекарство, чтобы восстановить баланс в  проблемной сфере.
      Вибрационное лекарство — это тонкий энергетический стимул, взаимодействующий с энергетической системой человеческого тела с целью помочь стабилизировать физическое, эмоциональное, ментальное и духовное состояние. К эффективным вибрационным лекарствам относятся звуки, ароматы, экстракты трав, кристаллы, камни и, конечно, цвет.
     Для решения поставленных задач в ходе занятий будут проводиться:
1. Общее (физическое) и психическое расслабление; 
2. Медитативные упражнения с основными цветами солнечного спектра;
3. Упражнения для глаз (упражнения на расслабление глазных мышц, на тренировку глазных мышц (глазодвигательных и цилиарной), упражнения на адаптацию глаз к солнечному свету, упражнения на расширение границ поля зрения, упражнения для развития бинокулярного и стереоскопического зрения).
4. Дополнительные методы, способствующие улучшению зрения (дыхание, цветодиетотерапия, акватерапия и пр.).
     Комплексный подход к организации занятий предусматривает не только тренировку глазодвигательных мышц, но и обеспечивает развитие и активное включение в процесс познания сохранных  анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности.
     Реализация Проекта «Я вижу Мир!» будет способствовать решению проблемы реабилитации нарушенного зрения, совершенствования процесса обучения, воспитания,  подготовки к  самостоятельной жизни слепых и слабовидящих детей, обучения ориентировке в пространстве, обусловленной тем, что самостоятельное передвижение является основой их социальной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Будут создаваться оптимальные условия для формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, понимания учащимися, имеющими статус «инвалида по зрению» своего реального положения и своих возможностей, что позволит соизмерить притязания со своими силами, не принижая их, но и не преувеличивая, будет способствовать осознанию себя как человека, ведущего полноценную жизнь.  
                                 Литература 


9.«Зрение».- Н.И.Кудряшова, Москва, 1998 г.
10.«Офтальмология». Е.И.Ковалевский. Москва. 1995 г.
11.«Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности».  В.Г.Абрамов, Москва. 1993 г.
12.«Валеология : Воздействие цвета и света на организм человека» . (методические рекомендации). Лопуга Е.В, Лопуга В.Ф. Барнаул.  2003 г.
13.«Валеология: к здоровью через движение» (методическое пособие). Лопуга Е.В, Лопуга В.Ф. Барнаул.  2003 г.
14.«Близорукость» Аветисов Э.С.Москва. Медицина. 1986 г.
15.«Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей». Рожкова Г.И., Токарева В.С. Москва. 2001 г.
16.« Тренируйте зрение». Г.Г. Демичоголян. Москва, 1990 г.
17.«Программа улучшения зрения». Мартин Суссман. Минск. 2007 г
18. «Очки-убийцы. Опыт умного человека или как избавиться от очков за 30 дней» Олег Панков. Москва, 2006 г.


        Авторы: 


Назаренко Наталья Викторовна, методист, высшая квалификационная категория, 
 Назарова Елена Владимировна, врач-педиатр, первая квалификационная категория, КГС (К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида, Алтайский край,  индекс 656004, город Барнаул, ул. Воровского, д. 123,  тел./факс 8(3852) 61-36-00, эл. почта: shkola3-4vida@mail.ru



Категория: Мои статьи | Добавил: n-nazarenko (10.11.2013)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024