Состояние образования в любой стране является интегративным показателем её развития. Любая сфера деятельности государства - экономика, политика или культура – целиком и полностью зависят от состояния образования. В России, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, был принят Закон Российской Федерации от 10 мая 1992 года «Об образовании». Область образования была провозглашена приоритетной, что ещё раз подчёркивает значимость данной сферы деятельности государства. В нашем образовательном учреждении психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса по каждому направлению реализуется через деятельность школьного диагностико-реабилитационного центра (ДРЦ), функции которого регламентируется Конституцией Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, Положением о школьном диагностико-реабилитационном центре, Трудовым кодексом РФ, Федеральным Законом «Об образовании» и др. документами. Основная цель деятельность диагностико-реабилитационного центра определяется как создание системы скоординированных медицинских, психолого-педагогических, профориентационных и социальных программ, направленных на развитие, коррекцию, (ре)абилитацию и адаптацию учащихся с особыми образовательными потребностями. Важным органом в структуре диагностико-реабилитационного центра является школьный научно-практический медико-психолого-педагогический консилиум, который осуществляет систему комплексного изучения, восстановления, коррекции, развития и (ре)абилитации личностных особенностей ребёнка. В составе консилиума работают службы педиатра, офтальмолога, психиатра, тифлопедагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога по ориентированию и мобильности, социального педагога. В пакете документов школьного консилиума наряду с традиционными документами важное место занимают Индивидуальные программы комплексных мер по (ре)абилитации лиц с нарушением зрения. Такие программы составляются на каждого ученика по итогам комплексного медико-психолого-педагогического обследования и наблюдений за учащимся и включают в себя несколько компонентов. В основе содержания программы лежит возможность: 1.Диагностики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся с особыми образовательными потребностями. 2.Комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе. 3.Вариативный набор различных методик диагностирования, наблюдения, профессионального ориентирования и коррекции для каждого учащегося с учётом его нарушения и личностных возможностей. 4.Коррекционно-развивающая программа обучения учащихся, способствующая максимальной реабилитации и адаптации к современным социальным условиям. Системный анализ различных нарушений, учёт личностных особенностей ребёнка даёт возможность не только выявить характер данных нарушений, но и вскрыть причины их появления, динамику развития, а также определить наиболее эффективные пути их коррекции. Кроме этого в рамках деятельности школьного диагностико-реабилитационного центра создаются и реализуются программы по использованию элементов квантового обучения, что позволяет более эффективно решать вопросы (ре)абилитации учащихся с особыми потребностями. В своём стремлении повышать профессиональный уровень, соответствовать стратегии модернизации образования в целом и коррекционной работы в частности, специалисты школьного ДРЦ нашли резервы оптимизации коррекционно-развивающего обучения, спланировав и организовав Декаду специалистов-дефектологов. В течение трёх лет такая работа проводится в традиционную Декаду инвалидов в декабре. Каждая Декада завершалась занятием Школы для родителей, где был представлен весь демонстрационный, методический, дидактический материал, выставки творческих работ учащихся, подводился итог Декады, приглашались специалисты для разговора с родителями. Каждое занятие Школы для родителей было тематически выстроено и подчинено тезису, провозглашённому В.А.Сухомлинским: «Понимание языка детства – лучший проявитель негатива человеческого характера, ибо дети безошибочно улавливают фальшь и отдают свои сердца тем, кто по-настоящему искренен и добр с ними». • Школа, в своей работе с родителями, стремится к активному диалогу и широкому социальному взаимодействию с семьей. Высокий уровень эстетической комфортности предметной среды школы, здоровый социально - психологический климат в педагогическом и детском коллективах, профессиональная компетентность педагогов мотивируют родителей на партнерские отношения. Следующим приоритетным направлением в работе специалистов ДРЦ является творческая работа над созданием ряда Проектов на соискание грантов Главы администрации Алтайского края: •Проект «Я вижу Мир!» - Назаренко Н.В., Назарова Е.В., •Проект «Такой родной доступный город» - Татарникова М.Ю., Бурганова А.И., •Проект «Я и мир вокруг» - Черемных Т.С., •Проект «Сенсорная комната как важный элемент предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» - Черемных Т.С., Такая работа способствовала пополнению материально-технической базы школы. На средства выигранных грантов приобретены ноотбуки, компьютеры, плазменные телевизоры, оборудование для спортивного зала, положено начало созданию сенсорной площадки «Такой родной доступный город», проложена единственная в крае звуковая дорожка на территории школы, оборудована сенсорная комната. В последнее время в системе образования России серьёзно рассматриваются вопросы оказания особой поддержки и помощи ребёнку в образовательном процессе. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, ведётся поиск оптимальных педагогических технологий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей личности ребёнка, содействующих полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создаются условия для проявления положительных сторон индивидуальности ребёнка, условий для эффективной реализации творческого потенциала. Понятие сопровождения выросло из глубин педагогики. Мысль о необходимости «сопровождения развития» как очевидная высказывается современными педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха». Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Е.И. Казакова, психолог, (2001 г.) под субъектом развития понимает как развивающегося человека, так и развивающуюся систему… Сопровождение – это движение с ребёнком (совместное движение) по его жизненному пути, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Сопровождающий внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не старается навязывать свои пути и ориентиры. Основная идея коррекционно-педагогического сопровождения в нашем случае - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с патологией зрения, что решается силами диагностико-реабилитационного центра. Реализация элементов квантового обучения в Школе Успеха (Программы рассчитаны на четыре возрастные категории: •Программа «Юниор» предназначена для учащихся от 8 до 10 лет. Прогнозируемый результат: обучение основополагающим навыкам чтения, повышение качества знаний, улучшение орфографической зоркости (грамотности), улучшение параметров внимания, памяти, воображения. •Программа «Спринт» предназначена для учащихся от 10 до 12 лет. Прогнозируемый результат: обучение чтению до 1.000 знаков в минуту, повышение качества знаний, улучшение орфографической зоркости (грамотности), улучшение параметров внимания, памяти, воображения. •Программа «Старт» предназначена для учащихся 12-14 лет. Прогнозируемый результат: обучение чтению до 3 000 знаков в минуту, повышение качества знаний, улучшение параметров памяти, внимания, воображения. •Программа «Доминанта» предназначена для возраста от 14 лет до ….. Прогнозируемый результат: возможно обучение чтению до 5 000 знаков в минуту, прохождение программы гарантирует максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных в чтение, приобретение новых качеств в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности, научит понимать различие между полезным смыслом и бесполезным объёмом текста, Н.В.Назаренко, методист-реабилитолог, г. Барнаул, •Программа создания базисных условий для формирования навыков ориентирования и мобильности у частичнозрячих и слабовидящих, А.И. Бурганова, педагог по ориентированию и мобильности, г. Барнаул, •Программа по формированию зрительно-моторных координаций у учащихся с нарушением чтения и письма через систему зрительно-мотивационного «водительства», А.С. Дмитриева, учитель-логопед, г. Барнаул и др…. Реализуя программу по использованию элементов квантового обучения в Школе Успеха, где занимаются учащиеся старших классов, мы ставили перед собой цели по формированию своего индивидуального стиля обучения, повышению качества и эффективности чтения, обретению позитивного настроя, веры в себя, свой успех, овладению быстрыми и простыми методами проведения мозгового штурма, возможности вырабатывать свои чудо - методы запоминания, мыслить творчески, мыслить логически. В результате, в конце учебного года, старшеклассники написали коллективное эссе в режиме методики «Быстрописания». За минуту, отведённого на написание эссе времени, старшеклассники сформулировали следующее: «Школа Успеха для меня – это успех в учёбе, постоянная работа над самим собой, стремление к совершенству, умение работать с литературой, расширение кругозора, успех в будущей профессии, формирование грамотного читателя, приобретение навыков, необходимых для обучения в высшем учебном заведении, гордость за тот факт, что я прошёл курс квантового обучения и знание того, что не все владеют теми навыками, которые получены на наших занятиях. Школа Успеха – это успех, счастье, любовь, моё будущее, хорошее образование, любимая работа, отличная семья, здоровье, позитив, мозговой штурм, энергия, круговорот, окружающий меня прекрасный мой Мир, Жизнь и вообще это приятное место для времяпрепровождения! » И ещё, мониторинг техники чтения показал увеличение скорости и эффективности чтения старшеклассников в пределах от 148 знаков в минуту при первоначальной проверке (сентябрь, 2007г.) до 1 520 знаков в минуту на промежуточном этапе (март, 2008 г.), 1 980 знаков (май, 2008 г.). Статистика и факты говорят сами за себя! Всё вышесказанное имеет отношение не только к учащимся специального образовательного учреждения. Работа по созданию траектории индивидуального развития школьников актуальна в образовательном учреждении любого типа, тем более образовательные стандарты второго поколения не регламентируют использование информационных ресурсов, коих выбор на сегодня предостаточен.
Литература: 1.Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС» , 2005. 2.Каплан А.И. «Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей», М., «Просвещение», 1965. 3.Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 . 4.Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000. Автор: Назаренко Наталья Викторовна, методист, высшая квалификационная категория, КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида», Алтайский край, индекс 656004, г. Барнаул, ул. Воровского, д. 123, тел./факс 8(3852) 61-36-00, эл. почта: shkola3-4vida@mail.ru
|