Четверг, 02.05.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль специалистов школьного диагностико-реабилитационного центра в создании траектории индивидуального развития школьников
       Состояние образования в любой стране является интегративным показателем её развития. Любая сфера деятельности государства -  экономика, политика или культура – целиком и полностью зависят от состояния образования. В России, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, был принят Закон Российской Федерации от 10 мая 1992 года «Об образовании». Область образования была провозглашена приоритетной, что ещё раз  подчёркивает значимость данной сферы деятельности государства.
В нашем образовательном учреждении  психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса по каждому направлению реализуется через деятельность школьного диагностико-реабилитационного центра (ДРЦ), функции  которого регламентируется  Конституцией Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, Положением о  школьном диагностико-реабилитационном центре, Трудовым  кодексом РФ, Федеральным  Законом «Об образовании» и др. документами.
Основная цель деятельность  диагностико-реабилитационного центра определяется как создание  системы  скоординированных медицинских, психолого-педагогических, профориентационных и социальных программ, направленных на  развитие,  коррекцию, (ре)абилитацию и адаптацию  учащихся с особыми образовательными потребностями. 
Важным органом  в структуре  диагностико-реабилитационного центра является  школьный научно-практический медико-психолого-педагогический консилиум, который осуществляет систему комплексного изучения, восстановления, коррекции, развития и (ре)абилитации личностных особенностей ребёнка. В составе консилиума работают службы  педиатра, офтальмолога, психиатра, тифлопедагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога по ориентированию и мобильности, социального педагога. 
В пакете документов  школьного консилиума наряду с традиционными документами важное место занимают Индивидуальные программы  комплексных мер по (ре)абилитации лиц с нарушением зрения. Такие программы составляются на каждого ученика по итогам комплексного медико-психолого-педагогического обследования и наблюдений за учащимся и включают в себя несколько компонентов. В основе содержания  программы  лежит возможность:
1.Диагностики и динамического наблюдения за состоянием здоровья  учащихся с особыми образовательными потребностями.
2.Комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе.
3.Вариативный набор различных методик диагностирования, наблюдения, профессионального ориентирования и коррекции  для каждого учащегося с учётом его нарушения и  личностных возможностей.
4.Коррекционно-развивающая программа обучения учащихся, способствующая максимальной реабилитации и адаптации  к современным социальным условиям.
Системный анализ различных нарушений, учёт личностных особенностей ребёнка даёт возможность не только выявить  характер данных нарушений, но и вскрыть причины их  появления, динамику развития, а также  определить наиболее эффективные пути их коррекции.              Кроме этого в рамках деятельности школьного диагностико-реабилитационного центра  создаются и реализуются программы по использованию элементов квантового обучения, что позволяет более эффективно решать вопросы (ре)абилитации учащихся с особыми потребностями. 
В своём стремлении повышать  профессиональный уровень, соответствовать стратегии  модернизации образования в целом и коррекционной работы в частности, специалисты школьного ДРЦ нашли  резервы оптимизации  коррекционно-развивающего обучения, спланировав и организовав  Декаду специалистов-дефектологов. В течение трёх лет такая работа проводится в традиционную Декаду инвалидов в декабре. 
Каждая Декада завершалась занятием Школы для родителей, где был представлен весь  демонстрационный, методический, дидактический материал, выставки творческих работ учащихся, подводился итог Декады, приглашались специалисты для  разговора с родителями. Каждое занятие Школы для родителей было тематически выстроено и подчинено тезису, провозглашённому В.А.Сухомлинским: «Понимание языка детства – лучший проявитель негатива человеческого характера, ибо дети безошибочно улавливают фальшь и отдают свои сердца тем, кто по-настоящему искренен и добр с ними». 
• 
Школа, в своей работе с родителями, стремится к активному диалогу и широкому социальному взаимодействию с семьей. Высокий уровень эстетической комфортности предметной среды школы, здоровый социально - психологический климат в педагогическом и детском коллективах, профессиональная компетентность педагогов мотивируют родителей на партнерские отношения.
Следующим приоритетным направлением в работе специалистов ДРЦ является  творческая работа над созданием ряда Проектов на соискание грантов Главы администрации Алтайского края: 
•Проект «Я вижу Мир!» - Назаренко Н.В., Назарова Е.В.,
•Проект «Такой родной доступный город» - Татарникова М.Ю., Бурганова А.И.,
•Проект «Я и мир вокруг» - Черемных Т.С.,
•Проект «Сенсорная комната  как важный элемент предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» - Черемных Т.С.,
Такая работа способствовала  пополнению материально-технической базы школы. На средства выигранных грантов приобретены ноотбуки, компьютеры, плазменные телевизоры, оборудование для спортивного зала, положено начало созданию сенсорной площадки «Такой родной доступный город»,  проложена единственная в крае звуковая дорожка на территории школы, оборудована сенсорная комната.
         В последнее время  в системе образования России  серьёзно рассматриваются  вопросы оказания особой поддержки и помощи ребёнку в образовательном процессе.  Разрабатываются вариативные модели  сопровождения, ведётся поиск оптимальных педагогических технологий, способствующих  максимальному раскрытию потенциальных возможностей личности ребёнка,  содействующих полноценному его развитию в личностном и  познавательном плане,  создаются условия для  проявления положительных сторон индивидуальности ребёнка, условий для эффективной реализации  творческого потенциала. Понятие  сопровождения выросло из глубин педагогики. Мысль о необходимости «сопровождения развития» как очевидная высказывается современными педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха». Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Е.И. Казакова, психолог,  (2001 г.)  под субъектом развития  понимает как развивающегося человека, так и развивающуюся систему… Сопровождение – это движение с ребёнком (совместное движение) по его жизненному пути, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить  возможные пути. Сопровождающий внимательно приглядывается  и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям,  фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает ориентироваться в окружающем мире, понимать и  принимать себя. Но при этом не старается навязывать свои пути и ориентиры.
           Основная идея коррекционно-педагогического сопровождения в нашем случае -  создание  целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с патологией зрения, что решается силами  диагностико-реабилитационного центра. 
Реализация элементов квантового обучения в Школе Успеха (Программы рассчитаны на четыре  возрастные  категории:
•Программа «Юниор»  предназначена  для учащихся  от 8 до 10 лет.
Прогнозируемый результат: обучение основополагающим навыкам чтения,  повышение качества знаний,  улучшение орфографической зоркости (грамотности), улучшение параметров внимания, памяти, воображения.
•Программа «Спринт» предназначена для  учащихся от 10 до 12 лет.
Прогнозируемый результат: обучение чтению до 1.000 знаков в минуту,  повышение качества знаний,  улучшение орфографической зоркости (грамотности), улучшение параметров внимания, памяти, воображения.
•Программа «Старт» предназначена для учащихся  12-14 лет.
Прогнозируемый результат: обучение чтению до 3 000 знаков в минуту, повышение качества знаний,  улучшение параметров памяти, внимания, воображения.
•Программа «Доминанта» предназначена для  возраста от 14 лет до …..
Прогнозируемый результат:  возможно обучение  чтению до 5 000 знаков в минуту, прохождение программы гарантирует  максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных в чтение,  приобретение новых качеств в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации  познавательной деятельности, научит  понимать различие между полезным смыслом и бесполезным  объёмом текста,  Н.В.Назаренко, методист-реабилитолог, г. Барнаул,
•Программа создания базисных условий для формирования навыков ориентирования и мобильности у частичнозрячих и слабовидящих, А.И. Бурганова, педагог по ориентированию и мобильности, г. Барнаул,
•Программа по формированию зрительно-моторных координаций у учащихся с нарушением  чтения и письма через систему зрительно-мотивационного «водительства», А.С. Дмитриева, учитель-логопед, г. Барнаул и др….
Реализуя программу  по использованию элементов квантового обучения в Школе Успеха, где занимаются учащиеся старших классов,  мы ставили перед собой цели по формированию своего индивидуального стиля обучения,  повышению качества и эффективности чтения,  обретению позитивного настроя,  веры в себя, свой успех, овладению быстрыми и простыми методами проведения мозгового штурма,  возможности вырабатывать свои чудо - методы запоминания,  мыслить творчески, мыслить логически. В результате,  в конце учебного года, старшеклассники написали коллективное эссе в режиме методики «Быстрописания». За минуту,  отведённого  на  написание эссе времени,  старшеклассники  сформулировали следующее: «Школа Успеха для меня – это успех в учёбе, постоянная работа над самим собой, стремление к совершенству, умение работать с литературой, расширение кругозора, успех в будущей профессии, формирование грамотного читателя, приобретение навыков, необходимых для обучения в высшем учебном заведении, гордость за тот факт, что я прошёл курс квантового обучения и знание того, что не все владеют теми навыками, которые получены на наших занятиях. Школа Успеха – это успех, счастье,  любовь, моё будущее, хорошее образование, любимая работа, отличная семья, здоровье, позитив, мозговой штурм, энергия, круговорот, окружающий меня прекрасный мой Мир, Жизнь и вообще это приятное место для времяпрепровождения! » И ещё, мониторинг техники чтения показал увеличение скорости и эффективности чтения старшеклассников в пределах от 148 знаков в минуту  при первоначальной проверке (сентябрь, 2007г.) до 1 520 знаков в минуту на промежуточном этапе (март, 2008 г.),  1 980 знаков (май, 2008 г.). Статистика и факты говорят сами за себя!
Всё вышесказанное имеет отношение не только к учащимся специального образовательного учреждения. Работа по созданию траектории индивидуального развития  школьников актуальна в образовательном учреждении любого типа, тем более образовательные стандарты второго поколения не  регламентируют использование информационных ресурсов, коих выбор на сегодня предостаточен.


Литература:
1.Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС» , 2005.
2.Каплан А.И. «Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей», М., «Просвещение», 1965.
3.Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 .
4.Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000.
        
        Автор: 
Назаренко Наталья Викторовна, методист, высшая квалификационная категория, 
 КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида», Алтайский край,  индекс 656004, г. Барнаул, ул. Воровского, д. 123,  тел./факс 8(3852) 61-36-00, эл. почта: shkola3-4vida@mail.ru



Категория: Мои статьи | Добавил: n-nazarenko (10.11.2013)
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024