Пятница, 03.05.2024, 01:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

«Система социальной реабилитации учащихся в условиях специальной школы для лиц с нарушением зрения» (Из опыта работы)


       Состояние образования в любой стране является интегративным показателем её развития. Любая сфера деятельности государства -  экономика, политика или культура – целиком и полностью зависят от состояния образования. В России, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, был принят Закон Российской Федерации от 10 мая 1992 года «Об образовании». Область образования была провозглашена приоритетной, что ещё раз  подчёркивает значимость данной сферы деятельности государства.
       Обучение и воспитание молодого поколения должно стать главной заботой государства. Необходимо воспитать личность ребёнка в соответствии с возможностями его здоровья. В этой связи в последние годы особое внимание уделяется здоровью детей и подростков.
        На современном  этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. За последние годы среди обучающихся и воспитанников образовательных  учреждений увеличилось число детей с отклонениями в развитии. На сегодняшний день 80-90 % детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье; 18-20% - пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья; около 60% - нарушения речевого развития; около 35% - несформированность зрительно-пространственного восприятия; около 25% детей имеют замедленный темп деятельности и т.д.
      Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении, а также ещё одной немаловажной причиной увеличения численности детей с отклонениями в состоянии здоровья является  существенное улучшение методов диагностики различных заболеваний.
      Современная  дефектология и медицина выделяют следующие виды нарушений:  сенсорные нарушения, органические поражения головного мозга, патологические процесс развития личности, отклонения поведенческого характера.
      Во всём мире и в нашей стране существует развитая система коррекционных образовательных учреждений для детей, имеющих дефекты. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обучение и воспитание детей с выраженными отклонениями в развитии. Существует восемь видов таких  учреждений, включая дошкольное и школьное образование:
•для глухих детей,
•для слабослышащих и позднооглохших,.
•для слепых детей,
•для слабовидящих,
•для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
•для детей с тяжёлыми нарушениями речи;  для детей с задержкой психического развития,
•для детей с умственной отсталостью
     В последнее время всё чаще внимание учёных и практиков обращено к проблеме реабилитации детей. Этот интерес объясняется ростом количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Только в России за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в два раза. А ведь этим детям предстоит адаптироваться к сложным условиям жизни, войти в общество здоровых людей, ощутить себя полноправными членами, занять свою нишу в жизни. Всё это  часто вызывает серьёзные трудности и может сопровождаться психическими и эмоциональными срывами, снижением самооценки, неадекватным отношением к окружающим и другими негативными проявлениями.
     Помочь детям преодолеть эти сложности, успешно адаптироваться в новой обстановке, достичь оптимального взаимодействия с другими людьми способствует процесс реабилитации.
     Процесс реабилитации направлен на то, чтобы инвалиды смогли максимально развернуть свои способности и возможности и соответственнно свои интересы для достижения цели включиться в  в процесс труда  и интегрироваться в общество. Как говорит известный реабилитолог Дэвид Вернер: «Реабилитация – это искусство обучения человека жить полноценной жизнью и делать всё возможное по самообслуживанию с учётом имеющихся у него ограничений и физических недостатков».  Это в первую очередь относиться к детям с ограниченными возможностями здоровья, поскольку для них  вхождение в открытый социум сопряжено с  большими трудностями, нежели для обычных детей.
      В последнее десятилетие двадцатого века в связи с  кризисом и перестройкой социальной системы произошли резкие  изменения  в экономических основах образования России.
       Это нашло отражение в образовании детей с нарушением  зрения в значительно большей мере, чем детей любой другой  категории. Прежде всего, следует отметить небольшое количество специальных школ для незрячих и слабовидящих детей в Российской Федерации – 73 школы. Практическое их отсутствие в сельской местности, территориальную отдалённость одной школы от другой, всё возрастающие трудности в финансировании образования остро поставили вопросы охвата всех детей с  патологией органов зрения, поиска новых форм воспитания, образования, реабилитации, социальной адаптации незрячих школьников.
     Эти же проблемы волнуют педагогов нашей школы. Главная цель, на которую ориентирован педагогический коллектив  школы – это комплексная диагностика, коррекция, реабилитация и адаптация лиц с нарушением зрения.
     Для реализации данного постулата мы определили приоритетное направление – идею воплощения ориентации не на  дефект, а на потенциальные возможности ребёнка, реабилитацию, интеграцию и социальную адаптацию наших воспитанников, на осуществление себя как единого сообщества людей с разными проблемами, а не совокупность «нормального» и «аномального» социумов.
     По определению Л.С.Выготского «…ребёнок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его сверстники, ребёнок, но иначе развитой».
     Возможно, время, в котором мы живём станет временем переосмысления понятий «интеграция», «коррекционная педагогика», временем понимания целостности человеческого сообщества, не делящегося на нормальную и аномальную популяции, а объединяющего разных людей с различными проблемами. В основу своей деятельности мы взяли главные принципы тифлопедагогической науки:
•коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения;
•индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, воспитании, развитии слепых и слабовидящих с учётом состояния их зрительной патологии;
•комплексный учёт генетических, психолого-педагогических, медицинских и физиологических особенностей детей с нарушением зрения при обучении и  воспитании;
•цензовость образования, подготовка детей с нарушением  зрения на уровне зрячих, их адаптацию и интеграцию в обществе.
      С первых дней пребывания  в школе ребёнка с нарушенным зрением за ним ведётся систематическое педагогическое наблюдение,  он проходит медицинское, психологическое и педагогическое обследование. Эти мероприятия позволяют разностронне изучить структуру зрительной патологии, особенности нарушенных функций зрения, характер вторичных осложнений.
     Известно, что нарушения зрительной системы обуславливают межсистемные функциональные отклонения, наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию, развитию коммуникативных возможностей.
     Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании точности, скорости и ориентации в пространстве. Нарушение зрения приводит к отклонениям в формировании чувства ритма, основанного на взаимодействии зрительного, тактильного и кинетического восприятий. Зрительная недостаточность, как уже говорилось, обычно сопровождается снижением двигательной активности, а это в свою очередь, обуславливает такие вторичные отклонения, как нарушения осанки, плоскостопие, искривление позвоночника (лордозы, сколиозы ), иногда нарушения всей схемы тела.  За счёт снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, сужения поля взора, изменения глазодвигательных функций, анализирующее восприятие детей с патологией зрения приобретают черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности, возникают трудности при формировании образных представлений. Знание всего этого предполагает начинать реабилитационную работу с системы комплексного  медико-социального психолого-педагогического обследования детей данной категории. Многообразие форм аномалий зрения и вызванных  ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, что подтолкнуло нас к решению следующих приоритетных задач:
•осуществлять обучение и воспитание детей с нарушением зрения в интересах личности, общества, государства;
•воспитывать общую культуру личности обучающегося на  основе усвоения обязательного государственного стандарта общеобразовательных программ, психолого-медико-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в обществе;
•выявлять на основе изучения личности воспитанников их способности, резервные  возможности для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода а процессе обучения, воспитания и выбора оптимальных для развития ребёнка программ;
•осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее осознание учащимися  необходимости компенсации нарушенных зрительных функций,  получение представлений о собственных возможностях восприятия окружающего мира и ориентировки в нём;
•совершенствовать образовательный процесс, используя современные достижения тифлопедагогической науки, логопедии, тифлопсихологии,
•других отраслей дефектологии, а также опыта отечественной и зарубежной педагогики.
•пропагандировать среди населения, родителей и общественности знания о детях с проблемами в развитии, об основах психологической защиты как важного фактора профилактики и предупреждения возникновения патологий зрения.
       Специальная школа предполагает создание целостной системы реабилитации, где все этапы работы с детьми, имеющими нарушения зрения взаимосвязаны между собой. Последовательность реабилитационных мероприятий соответствует модели линейного планирования:
•комплексная диагностика (оценка) и лечение;
•прогноз развития;
•планирование реабилитационных  мероприятий;
•осуществление реабилитационных мероприятий, т.е. индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы в  условиях интегрированного обучения;
•анализ и уточнение индивидуальных программ с  обоснованием рекомендаций для дальнейшего обучения и  прогноз развития (мониторинг);
•интеграция и адаптация ребёнка в социальной среде.
Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения образовательного процесса по каждому направлению реализуется через деятельность  школьного диагностико-реабилитационного центра, который является координатором всей реабилитационной работы в школе.  В центре  работают следующие специалисты:
•врач-офтальмолог,
•врач-психиатр,
•врач-педиатр,
•врач ЛФК,
•методист-реабилитолог,
•тифлопедагог,
•педагог-психолог,
•учитель-логопед,
•социальный педагог,
•педагог по ориентированию и мобильности.
        Концепция диагностико-реабилитационного центра заключается в обеспечении специалистов центра программой действий, объединяющей аналитико-синтетическую, коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в здоровье и развитии; создании системы скоординированных медицинских, психолого-педагогических, профориентационных и социальных программ, направленных на  развитие, коррекцию, реабилитацию и адаптацию учащихся.
           Не претендуя на полное описание и классификацию всех возможных направлений реабилитационной работы, необходимо отметить основные из них:
•медицинская реабилитация, цель которой обеспечить детям с нарушением зрения частичной или полной реабилитации на базе школы и краевой клиники микрохирургии глаза г. Барнаула;
•психолого-педагогическая реабилитация, цель которой является создание системы специальных мероприятий, способствующих частичной или полной реабилитации и адаптации детей с нарушением зрения;
•социальная реабилитация предполагает воспитание (восстановление) социально-значимых качеств личности. Для эффективности процесса социальной реабилитации важную роль играет заинтересованность общества в интеграции детей с нарушением здоровья в данное общество;
•трудовая реабилитация предполагает помощь в подборе будущей профессии и трудоустройстве учащимися старшего звена, проведение мероприятий, направленных на  выбор профессии, первоначальное ориентирование младших школьников;
•допрофессиональная реабилитация предполагает осуществлять первичное консультирование школьников 10-12 классов; создание банка данных  по профессиональной пригодности слепых и слабовидящих учащихся на основании мониторинга состояния их здоровья; организацию и проведение факультативных курсов по следующим направлениям:
1.основы массажа;
2.начальное музыкальное образование по классу «фортепиано»;
3.начальное музыкальное образование по классу «аккордеона»;
4.информатика и вычислительная техника;
•допрофессиональная реабилитация осуществляется также в условиях профессионально-технического лицея № 13 по специальности «Введение в профессию повара».
     С целью повышения эффективности работы в направлении профессиональной реабилитации осуществляется проведение консультирования родителей и учащихся выпускных классов по вопросам прав, обязанностей и льгот, которые они имеют при поступлении в различные учебные заведения. Осуществляется взаимодействие с Алтайским краевым центром профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, профессиональным училищем № 13, Алтайской краевой специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих, высшими, средне-специальными  учебными заведениями г. Барнаула,  учебными заведениями, дающими  профессиональное образование людям с ограниченными возможностями в регионе и за его пределами.
     Осуществляя поставленные цели и задачи всеми направлениями деятельности школьного  диагностико-реабилитационного центра, педагоги и специалисты школы стремятся  к воспитанию гармонично развитой личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе. 


Категория: Мои статьи | Добавил: n-nazarenko (10.11.2013)
Просмотров: 1260 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024