Пятница, 03.05.2024, 04:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Веб-круг друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Block title
Назаренко Наталья Викторовна
Главная » Статьи » Мои статьи

Внедрение инновационных форм работы в систему коррекционно-развивающего обучения учащихся с нарушением зрения в условиях школьного ДРЦ
Согласно Конституции Российской Федерации  и Закону «Об образовании» дети с ограниченными возможностями  имеют равное со всеми  право на образование.  Для них предусмотрено создание единого образовательного пространства и специального образования, специальной  коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушений  развития, абилитацию и реабилитацию, социальную адаптацию, реализацию психолого-медико-педагогического сопровождения процесса обучения.
В нашем образовательном учреждении  психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса по каждому направлению реализуется через деятельность школьного диагностико-реабилитационного центра (ДРЦ), функции  которого регламентируется  Конституцией Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, Положением о  школьном диагностико-реабилитационном центре, Трудовым  кодексом РФ, Федеральным  Законом «Об образовании», Типовым положением о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья, Федеральным Законом  «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации».
Основная цель деятельность  диагностико-реабилитационного центра определяется как создание  системы  скоординированных медицинских, психолого-педагогических, профориентационных и социальных программ, направленных на  развитие,  коррекцию, реабилитацию и адаптацию  учащихся с особыми образовательными потребностями. Являясь  многофункциональной структурой диагностико-реабилитационный центр  включает в себя работу по следующим направлениям: диагностика, медицинская реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, социальная реабилитация, профориентация, распространение опыта в  среде педагогического сообщества. 
В своём стремлении повышать  профессиональный уровень, соответствовать стратегии  модернизации образования в целом и коррекционной работы в частности, специалисты школьного ДРЦ нашли  резервы оптимизации  коррекционно-развивающего обучения, спланировав и организовав  Декаду специалистов-дефектологов. В течение трёх лет такая работа проводится в традиционную Декаду инвалидов в декабре. После предварительного обсуждения и координации усилий специалистов ДРЦ  составляется подробный план Декады, согласовывается и утверждается  методическим советом школы, доводится до общего ознакомления. В рамках Декады специалистов ДРЦ проводятся мероприятия различного уровня, участвуют: методист-реабилитолог, тифлопедагог, педагог-психолог,  педагог по ориентированию и мобильности, учитель-логопед, социальный педагог, врач-педиатр, врач-офтальмолог, врач-психиатр, учитель физической культуры – весь состав школьного ДРЦ.
Проводя  в 2007 году Декаду специалистов ДРЦ, мы выбрали единую тему «Модель «Сотрудничество как оптимальная форма воспитания ребёнка с особыми потребностями». В период проведения декады спланировали и провели: День реабилитолога, День тифлопедагога, День логопеда, День психолога, День социального педагога, День педагога по ориентированию и мобильности, День врача.  В следующем учебном году изменили формы проведения Декады специалистов ДРЦ, была выбрана модель в форме «Цветотерапии» - тифлопедагог М.Ю. Татарникова, «Ориентиртерапии» - педагог по ориентированию и мобильности А.МИ. Бурганова, «Сказкотерапии» - педагог-психолог И.А.Артёмова, «Арттерапии» - учитель-логопед А.С.,  «Офтальмотерапии» - методист-реабилитолог Н.В.Назаренко, «Домотерапии» - социальный педагог А.А.Лебедева,  «Физкульттерапии» - учитель физической культуры Н.Б.Должикова, «Массажтерапии» - врач Е. В. Назарова. 
Сделав традиционными Дни специалистов во время проведения Декады   мы  привлекли и использовали ресурсы Алтайского государственного педагогического университета (информационный центр), Алтайской краевой  спецбиблиотеки для  незрячих,  городского центра социальной помощи семье и детям, Алтайского краевого центра профориентации молодёжи, Городского центра образования, информации и досуга, ресурсного центра школы. В рамках Декады за прошедшие годы провели следующие мероприятия:
•Спецсеминар «Резервы оптимизации процесса обучения чтению»,
•Занятие Школы для родителей по теме Декад,
•Час  здоровья «О пользе мёда и мёдолечении»,
•Мастер-класс по квантовому обучению: «Школа Успеха»,
•Занятия по ориентированию и мобильности:  «Наши достижения»,  «Наша школа», «Техника передвижения с тростью»,
•Презентация пятнадцати тематических выставок  по направлению работы каждого специалиста  школьного диагностико-реабилитационного центра,
•Одиннадцать игровых перемен: «Игры Деда буквоеда», «Игровые виражи», «Откройте глазки», «Игровой вернисаж», «Весёлый калейдоскоп», «Дышим правильно» и т.д.,
•Работало три фитобара для учащихся и сотрудников школы,
•Подготовлен материал для классных руководителей  по снятию  зрительного и статического напряжения для пополнения методического  материала по данной теме,
•Мастер-класс «Офтальмотерапия»,
•Заседание школьного научно-практического медико-психолого-педагогического консилиума,
•Профанкетирование  учащихся 11 класса в Краевом  центре профориентации,
•Интерактивный семинар для слушателей АКИПКРО «Использование элементов квантового  обучения в условиях модернизации современного  образования»,
•Занятие для педагогов по профилактике  психического здоровья «В пространстве коммуникации»,
•Представлена техника антистрессового, общетонизирующего, точечного и интеллектуального массажей,
•Проведён семинар по правилам волейбола,
•Презентация  работы школьного ДРЦ на встрече с родителям  в спецбиблиотеке,
•Презентация программ по скорочтению «Юниор», «Спринт» для педагогов школ микрорайона,
•Проведено анкетирование для родителей «Ваш ребёнок» и старшеклассников «Удовлетворенность школьной  жизнью»,
•Проведены занятия со студентами Алтайской государственной педагогической академии,
•Беседа – практикум «Современный выпускник – кто он?»,
•Создана и презентована Летопись выпускников  школы 1997-2009 учебный годы.
Каждая Декада завершалась занятием Школы для родителей, где был представлен весь  демонстрационный, методический, дидактический материал, выставки творческих работ учащихся, подводился итог Декады, приглашались специалисты для  разговора с родителями. Каждое занятие Школы для родителей было тематически выстроено и подчинено тезису, провозглашённому В.А.Сухомлинским: «Понимание языка детства – лучший проявитель негатива человеческого характера, ибо дети безошибочно улавливают фальшь и отдают свои сердца тем, кто по-настоящему искренен и добр с ними».  Темы, выбранные для разговора с родителями:
•«Модель «Сотрудничество как оптимальная форма воспитания ребёнка с особыми потребностями», 
•«Секреты семейного счастья», 
•«Влияние поля позитивного общения участников образовательного процесса на формирование социальных компетенций у детей».
Школа, в своей работе с родителями, стремится к активному диалогу и широкому социальному взаимодействию с семьей. Высокий уровень эстетической комфортности предметной среды школы, здоровый социально - психологический климат в педагогическом и детском коллективах, профессиональная компетентность педагогов мотивируют родителей на партнерские отношения.
По итогам каждой Декады специалистов школьного диагностико-реабилитационного центра материал был обобщён, оформлен, продублирован по точечно-рельефной системе Л.Брайля и с грифом «Из опыта работы» представлен на методическую выставку в методическом кабинете школы.
Такой комплексный подход в работе медицинского персонала и специалистов-дефектологов способствует более продуктивной координации профессиональной деятельности и существенно оптимизирует  поиски инновационных форм работы в период модернизации общего и специального образования РФ.


Список литературы:


1.Олег Панков. «Очки-убийцы. Опыт умного человека или как избавиться от очков за 30 дней», Москва, 2006 г.
2.Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС» ,2005 г.
3.Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 г .
4.Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000 г.





Категория: Мои статьи | Добавил: n-nazarenko (10.11.2013)
Просмотров: 313 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024