Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусмотрено создание единого образовательного пространства и специального образования, специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушений развития, абилитацию и реабилитацию, социальную адаптацию, реализацию психолого-медико-педагогического сопровождения процесса обучения. В нашем образовательном учреждении психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса по каждому направлению реализуется через деятельность школьного диагностико-реабилитационного центра (ДРЦ), функции которого регламентируется Конституцией Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, Положением о школьном диагностико-реабилитационном центре, Трудовым кодексом РФ, Федеральным Законом «Об образовании», Типовым положением о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья, Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Основная цель деятельность диагностико-реабилитационного центра определяется как создание системы скоординированных медицинских, психолого-педагогических, профориентационных и социальных программ, направленных на развитие, коррекцию, реабилитацию и адаптацию учащихся с особыми образовательными потребностями. Являясь многофункциональной структурой диагностико-реабилитационный центр включает в себя работу по следующим направлениям: диагностика, медицинская реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, социальная реабилитация, профориентация, распространение опыта в среде педагогического сообщества. В своём стремлении повышать профессиональный уровень, соответствовать стратегии модернизации образования в целом и коррекционной работы в частности, специалисты школьного ДРЦ нашли резервы оптимизации коррекционно-развивающего обучения, спланировав и организовав Декаду специалистов-дефектологов. В течение трёх лет такая работа проводится в традиционную Декаду инвалидов в декабре. После предварительного обсуждения и координации усилий специалистов ДРЦ составляется подробный план Декады, согласовывается и утверждается методическим советом школы, доводится до общего ознакомления. В рамках Декады специалистов ДРЦ проводятся мероприятия различного уровня, участвуют: методист-реабилитолог, тифлопедагог, педагог-психолог, педагог по ориентированию и мобильности, учитель-логопед, социальный педагог, врач-педиатр, врач-офтальмолог, врач-психиатр, учитель физической культуры – весь состав школьного ДРЦ. Проводя в 2007 году Декаду специалистов ДРЦ, мы выбрали единую тему «Модель «Сотрудничество как оптимальная форма воспитания ребёнка с особыми потребностями». В период проведения декады спланировали и провели: День реабилитолога, День тифлопедагога, День логопеда, День психолога, День социального педагога, День педагога по ориентированию и мобильности, День врача. В следующем учебном году изменили формы проведения Декады специалистов ДРЦ, была выбрана модель в форме «Цветотерапии» - тифлопедагог М.Ю. Татарникова, «Ориентиртерапии» - педагог по ориентированию и мобильности А.МИ. Бурганова, «Сказкотерапии» - педагог-психолог И.А.Артёмова, «Арттерапии» - учитель-логопед А.С., «Офтальмотерапии» - методист-реабилитолог Н.В.Назаренко, «Домотерапии» - социальный педагог А.А.Лебедева, «Физкульттерапии» - учитель физической культуры Н.Б.Должикова, «Массажтерапии» - врач Е. В. Назарова. Сделав традиционными Дни специалистов во время проведения Декады мы привлекли и использовали ресурсы Алтайского государственного педагогического университета (информационный центр), Алтайской краевой спецбиблиотеки для незрячих, городского центра социальной помощи семье и детям, Алтайского краевого центра профориентации молодёжи, Городского центра образования, информации и досуга, ресурсного центра школы. В рамках Декады за прошедшие годы провели следующие мероприятия: •Спецсеминар «Резервы оптимизации процесса обучения чтению», •Занятие Школы для родителей по теме Декад, •Час здоровья «О пользе мёда и мёдолечении», •Мастер-класс по квантовому обучению: «Школа Успеха», •Занятия по ориентированию и мобильности: «Наши достижения», «Наша школа», «Техника передвижения с тростью», •Презентация пятнадцати тематических выставок по направлению работы каждого специалиста школьного диагностико-реабилитационного центра, •Одиннадцать игровых перемен: «Игры Деда буквоеда», «Игровые виражи», «Откройте глазки», «Игровой вернисаж», «Весёлый калейдоскоп», «Дышим правильно» и т.д., •Работало три фитобара для учащихся и сотрудников школы, •Подготовлен материал для классных руководителей по снятию зрительного и статического напряжения для пополнения методического материала по данной теме, •Мастер-класс «Офтальмотерапия», •Заседание школьного научно-практического медико-психолого-педагогического консилиума, •Профанкетирование учащихся 11 класса в Краевом центре профориентации, •Интерактивный семинар для слушателей АКИПКРО «Использование элементов квантового обучения в условиях модернизации современного образования», •Занятие для педагогов по профилактике психического здоровья «В пространстве коммуникации», •Представлена техника антистрессового, общетонизирующего, точечного и интеллектуального массажей, •Проведён семинар по правилам волейбола, •Презентация работы школьного ДРЦ на встрече с родителям в спецбиблиотеке, •Презентация программ по скорочтению «Юниор», «Спринт» для педагогов школ микрорайона, •Проведено анкетирование для родителей «Ваш ребёнок» и старшеклассников «Удовлетворенность школьной жизнью», •Проведены занятия со студентами Алтайской государственной педагогической академии, •Беседа – практикум «Современный выпускник – кто он?», •Создана и презентована Летопись выпускников школы 1997-2009 учебный годы. Каждая Декада завершалась занятием Школы для родителей, где был представлен весь демонстрационный, методический, дидактический материал, выставки творческих работ учащихся, подводился итог Декады, приглашались специалисты для разговора с родителями. Каждое занятие Школы для родителей было тематически выстроено и подчинено тезису, провозглашённому В.А.Сухомлинским: «Понимание языка детства – лучший проявитель негатива человеческого характера, ибо дети безошибочно улавливают фальшь и отдают свои сердца тем, кто по-настоящему искренен и добр с ними». Темы, выбранные для разговора с родителями: •«Модель «Сотрудничество как оптимальная форма воспитания ребёнка с особыми потребностями», •«Секреты семейного счастья», •«Влияние поля позитивного общения участников образовательного процесса на формирование социальных компетенций у детей». Школа, в своей работе с родителями, стремится к активному диалогу и широкому социальному взаимодействию с семьей. Высокий уровень эстетической комфортности предметной среды школы, здоровый социально - психологический климат в педагогическом и детском коллективах, профессиональная компетентность педагогов мотивируют родителей на партнерские отношения. По итогам каждой Декады специалистов школьного диагностико-реабилитационного центра материал был обобщён, оформлен, продублирован по точечно-рельефной системе Л.Брайля и с грифом «Из опыта работы» представлен на методическую выставку в методическом кабинете школы. Такой комплексный подход в работе медицинского персонала и специалистов-дефектологов способствует более продуктивной координации профессиональной деятельности и существенно оптимизирует поиски инновационных форм работы в период модернизации общего и специального образования РФ.
Список литературы:
1.Олег Панков. «Очки-убийцы. Опыт умного человека или как избавиться от очков за 30 дней», Москва, 2006 г. 2.Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС» ,2005 г. 3.Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 г . 4.Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000 г.
|